Педагогика

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР

возникшее между людьми взаимонепонимание, основанное на том, что одно и то же событие при одинаковом значении имеет для них разный смысл. С.б. часто наблюдается тогда, когда люди не понимают мотивов поведения друг друга и либо действуют без учета этих мотивов, либо приписывают партнеру по взаимодействию ложные мотивы. Для человека, у к-рого возник С.б., характерна повышенная аффектив — ность. Нередко это отношение распространяется на всю ситуацию общения. Особенно часто С.б. возникает между детьми и взрослыми, т.к., предъявляя требования к детям, взрослые нередко игнорируют смысл, к-рый это событие имеет для детей. Напр., учитель ставит плохую оценку, не учитывая меру усилий, потраченных учеником на выполнение работы. Этим он хочет побудить ученика лучше учиться. Ученик же воспринимает оценку как несправедливую, т.к. для него главный смысл заключается в том, что он старался. В этом случае оценка теряет свою побудительную силу. В результате возникновения С.б. затрудняется процесс воспитания и обучения.

Рубрики

Партнеры: