Педагогика

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии)

методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из к-рого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Согласно Б.Ф. Ломову (2003), ядро системного подхода образуют шесть ключевых положений (принципов).

1.  Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса. Психика рассматривается здесь как: а) субъективное отражение объективной действительности, выступающее в ряду др. видов отражения (абиотического, биологического и социального); б) регулятор активности субъекта (его деятельности, общения, познания) и в) структура личностных образований. Второй план определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В частности, Б. Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, к-рые обеспечивают различные формы взаимосвязи индивида с окружающей средой. Третий план фиксирует объект в его отношении к системам более высокого уровня. Так, попадая в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность, включаясь в систему биологических отношений со средой — носителем природных качеств, выступает как организм. Каждая из этих систем, дифференцируясь, становится основанием разнообразных свойств человека: материально-структур — ных, функциональных, системных. Наконец, четвертый план раскрывает объект исследования как движение микросистем (нейрональных интеграций), а психика в целом представляется как отражательная функция мозга. Целостное описание психики в системе понятий предполагает сочетание всех планов анализа.

2.  Психические явления многомерны. Психические явления могут рассматриваться в самых разнообразных системах измерений, каждая из к-рых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.

3.  Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Действие этого принципа распространяется не только на психику в целом, но и на отдельные явления (процессы, состояния).

4.  Человек обладает системой разнопорядковых свойств. С позиций системного подхода свойства человека (включая, конечно, и психические) организованы в нек-рое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании — раскрывающие их свойства n-го порядка, грани пирамиды символизируют различные категории свойств.

5.  Психические явления — явления динамические, развивающиеся. Данный принцип выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дефференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, к-рое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие — движение его оснований, сменность детерминант, возникновение, формирование и преобразование новых свойств или качеств.

Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, к-рое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т.д.) и предполагает различные пути их разрешений.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: