Педагогика

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. С. не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже на пятом-шес — том месяце жизни малыш пытается достать игрушку, садится, ложится. К концу первого года жизни — поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом проявляется стремление к С. А на третьем году жизни родители то и дело слышат: «Я сам!» Ребенок сопротивляется, если его силой пытаются одеть или накормить. Он стремится проявить С. по собственной инициативе, нередко вопреки желаниям родителей. Наступает кризис трех лет. Многие отцы и матери в этот период испытывают трудности в общении со своими детьми, обнаруживают у них упрямство, негативизм. Все это — результат неудержимого стремления ребенка к С., к использованию своих возросших возможностей. И родителям очень важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия. Значительный рубеж в развитии С. — начало обучения ребенка в школе. У младших школьников становление С. протекает сравнительно спокойно, без скачков. О С. школьников среднего возраста можно уже говорить как о качестве личности. Подростки с высоким уровнем С. дисциплинированны, прилежны, трудолюбивы, учатся в полную меру своих возможностей, с интересом участвуют в домашних и коллективных делах, имеют постоянные поручения в семье, часто советуются с родителями о своих делах, берегут личное и общественное имущество. Им уже присуща самостоятельность мышления. Они умеют правильно поставить цель, осознают ее общественную и личную значимость и ответственность за выполнение, представляют пути и средства ее достижения, стремятся при этом обходиться без посторонней помощи. К сожалению, только каждый пятый подросток обладает таким уровнем развития С. У остальных подростков это качество проявляется ситуативно или развиты только отдельные его элементы. Это результат массовой педагогической болезни современных родителей, к-рую психологи называют гиперопекой. Жизнь требует, чтобы отцы и матери преодолели эту ошибку, учитывали возросшие возможности детей, включали их в активную общественно полезную деятельность.

Рубрики