Педагогика

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации. В практике педагога, озабоченного подготовкой детей к будущей жизни, с необходимостью должна осуществляться функция путеводителя, советчика, наставника; а это значит — должны применяться и приемы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воздействия. Поскольку педагог есть представитель общества в школе, его уход от задач руководства развитием детей как будущих субъектов профессионального труда и предоставление этого развития лишь воле случая означали бы уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обществом, народом. Образно говоря, природа не может знать, до чего додумалась цивилизация. Поэтому тщетно ожидать, что у подрастающего человека, полностью предоставленного самому себе, могут «проявиться» или могут быть диагностированы, скажем, интересы, склонности, способности к некоей деятельности, дающей прокормление и признаваемой окружающими (напр., алхимики или сборщики автопокрышек, гадалки или ученые-библиографы). Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, организации его деятельности. Да, это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Но было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «раскручивание» чего-то, якобы уже полностью имеющегося в свернутом виде, да еще и надеяться при этом, что данный процесс пойдет в социально ценном направлении. Поэтому всем понятно, что С.п. предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте