САМООБЛАДАНИЕ

способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В С. проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. С. – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.

Общая линия воспитания С. должна заключаться в тренировке у детей способности как к тормозному контролю за своим поведением, так и к самоконтролю вообще. Не ограничивая активности детей и не прибегая к системе ненужных запретов, следует приучать детей в известной мере ограничивать свои желания, сдерживать непосредственные порывы и побуждения, обдумывать и обосновывать свои поступки. Ребенок должен выполнять не только то, что хочет, но и то, что от него требуется. Его надо приучать подавлять в необходимых случаях свое «хочу» во имя принципа «надо». Воспитание С. у детей необходимо начинать с раннего возраста. Формированию С. способствуют игры, особенно коллективные игры с правилами, во время к-рых дети приучаются контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения, подавлять импульсивные действия. Большие требования к С. предъявляет учебная и трудовая деятельность – в процессе учения и труда человек сталкивается с рядом строгих требований и правил, в соответствии с к-рыми должен контролировать свое поведение, свою деятельность, сдерживать или же подавлять непосредственные желания, если они идут вразрез с соображениями общественной необходимости. Особо следует отметить важную роль правильно организованного коллектива, к-рый требует от своих членов контроля за своим поведением, резко осуждает проявления несдержанности, импульсивности, недисциплинированности, безволия. Существенное значение для воспитания С. имеет твердый режим жизни и деятельности ребенка, систематические разумные требования со стороны взрослых, а также их личный пример.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend