Одной из форм общественного закрепощения человека, ложащегося тяжёлым бременем на плечи многих людей, является так называемая «жизненная рутина», когда человеку изо дня в день приходится много времени отдавать работе, к которой, возможно, у него не лежит сердце и к которой он не питает ни малейшего интереса, но которую он должен исполнять, чтобы заработать себе на хлеб насущный. Кто не знает слов, с которыми Бог обратился к Адаму после его «грехопадения»: «Проклята земля за тебя» и «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой». Но напрашивается вопрос: везде ли это так, или существует такая форма жизни, где подобное положение дел отсутствует?

Да, такая форма существует. Это та форма жизни, которая предшествует стадии физического человека, и та, к которой земное человечество идёт путём развития. Каждая из этих форм жизни, на свой особый манер, олицетворяет гораздо большую свободу, чем та, которой пользуются земные люди. Первая из этих форм жизни — это «животное царство». Животные во многих отношениях куда более свободны, чем земные люди. Живя на природе, они могут добывать себе пищу, когда и где захотят. Для земного человека это часто оказывается практически невозможно. В человеческом обществе существует масса запретов и ограничений, особенно в отношении частной собственности. «Не укради», говорит одно из таких правил, т.е. «Не нарушай частнособственнического права». Но что такое в сущности частная собственность и что такое частнособственническое право? Не есть ли это одна из разновидностей более глобального вопроса о власти? Кто богат, тот, как правило, имеет и большую власть, особенно в сравнении с той, которой пользуются малоимущие слои населения. Но эту большую власть богатые часто используют на то, чтобы присвоить ещё большие ценности и тем самым ещё больше расширить сферу своей власти.

Каким же образом один человек добивается большей власти, чем другой? Это, как правило, происходит тем образом, что какой — нибудь человек, обладая в определённой сфере общественной жизни более цепким и пытливым умом, проявляет здесь большую способность, предприимчивость и изобретательность, чем другие, и в конце концов приходит к тому, что начинает использовать для своих целей менее способных и одарённых людей и в известном смысле подчиняет их своей власти, например, путём установления производственных отношений «работодатель — рабочий». В наши дни человек добивается большей власти в основном за счёт нарушения или отхода от принципа честной коммерции. Я употребил здесь слово «нарушение», ибо считаю, что сам но себе принцип коммерции, в его, так сказать, первооснове, есть божественный принцип, он подразумевает обмен товарами на равной основе, т.е. обмен одного товара на равный ему эквивалент, но нарушение этого принципа, которое стало модным прикрывать словом «прибыль», нередко перерастает в принудительный или подневольный труд, в обман, спекуляцию, надувательство и воровство под вывеской вроде бы честного предпринимательства. Средством власти в наши дни являются деньги, деньги и ещё раз деньги. Всё продаётся и всё покупается, и это касается всех без исключения вещей, необходимых человеку для жизни. Если человек хочет нормально жить, он должен для этого иметь возможность покупать предметы первой необходимости, которые, как правило, принадлежат не ему, а другим. Невозможно пойти и взять продукты, одежду или снять жильё бесплатно, и чтобы смочь купить себе самое необходимое, человеку не остаётся ничего другого, как «продавать себя» — свои таланты, способности, умение или свою рабочую силу. Подобные отношения в обществе обременяют очень и очень многих людей, становятся их неизбежной рутиной жизни и, с точки зрения космического видения, тоже являются одной из форм рабства, хотя и не столь жестокой, как та, когда рабов бьют плетями и продают с аукциона на невольничьих рынках, как живой товар.

Добавить мысль

Рубрики