Педагогика

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА

интегративное личностное качество и существенная предпосылка эффективности деятельности после окончания вуза. П.г.с. помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. П.г.с — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального их совершенствования и повышения квалификации. Как профессионально важное качество личности П.г.с. является сложным психологическим образованием и включает в себя мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный компоненты. Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства — показатель высокого уровня профессиональной готовности выпускника вуза к труду. Существенным компонентом профессиональной готовности является психологическая готовность, к-рая может выступать как в виде устойчивых установок, мотивов, черт характера, так и в виде психического состояния. Психическое состояние готовности личности студента — это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, ориентированность на активные и целесообразные действия (во время обучения и с началом работы после вуза). Оба вида готовности студента — профессиональная и психологическая — к труду находятся в единстве и взаимодействуют в ходе его деятельности. Одним из показателей П.г.с. является профессиональная мобильность, к-рая зависит от подготовленности студента не к одному виду деятельности, а к различным; к пониманию принципов функционирования не одной социальной общности, а различных; к участию в деятельности различных социальных общностей с существующими в них правилами; к координации различных типов деятельности при сохранении своего «Я» одновременно в различных социальных общностях и, в конечном счете, влиянию на развитие этих общностей; к созданию в случае практической необходимости новых социальных общностей и проектированию соответствующих им видов деятельности. Профессиональная мобильность должна явиться результатом овладения не одним видом подготовленности к деятельности, а исторически сложившимися обобщенными формами и способами деятельности. Для этого нужно в процессе обучения реализовать диалог различных культур, создать культурно-истори — ческий тип школы, вуза.

Рубрики

Партнеры: