Педагогика

ПРОФЕССИИ ВЫБОР

проектирование субъектом своего жизненного пути. Часто употребляемое выражение «П.в.», как бы указывающее на некий однократный акт, маскирует два важных обстоятельства. Первое: каждый отдельный — пусть даже простенький — выбор на трудовом жизненном пути является обязательно процессом, т.е. некоей цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения. Напр., человек работает слесарем-сбор — щиком и видит, что на производственном участке часто бывают «заторы» из-за того, что не поспевают вовремя фрезерные работы (станки есть, фрезеровщиков мало). «А почему бы мне не освоить дополнительно квалификацию фрезеровщика?» — думает он. Но сориентироваться надо не только во внешней, но и во «внутренней» обстановке — в своих собственных способностях, возможностях, опыте (достанет ли у меня терпения, знаний по геометрии, пространственного мышления и т.д.). Второе важное обстоятельство, к-рое маскируется выражением «выбор профессии», намекающим как бы на однократный акт: неизбежность многих выборов на многолетнем трудовом жизненном пути. В связи с развитием техники, технологии, общественного устройства, организации труда, личного мастерства работников все время происходят изменения мира профессий. В частности, содержание труда настолько меняется, что даже при старом названии профессия выглядит как новая, к-рую надо либо выбирать себе для будущего, либо покидать. Напр., так случилось в свое время с машинистами локомотивов, когда паровозы «ушли на покой», а появились электровозы. Было бы неоправданной оплошностью давать «клятву верности» какому-то непременно одному делу. Завтра появятся новые технологии (не только в т.н. «материальном» производстве, но и в производстве информации, в обучении, в сфере духовного производства), а вместе с этим и новые трудовые посты, новые виды труда, профессии. Сегодня их и выбрать для себя нельзя, поскольку их просто еще нет. Др. дело, что занимаясь каким-то делом «здесь и сейчас», важно уметь мобилизовать себя, что называется, на полную отдачу сил (без этого не будут развиваться способности). Счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы как можно быстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобы достигать все новые и новые цели в области совершенствования своей продуктивной деятельности. Вот почему правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию (придумывание, совершенствование ранее придуманного) и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на к-ром не будет роковым, если приложишь ум и волю.

Индивидуальная ситуация П.в. при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет нек-рую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важнейших типов обстоятельств, к — рые старшекласснику полезно принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего (а учителю, следовательно, важно обратить внимание ученика на эти группы обстоятельств). Напомним об этих обстоятельствах:

1.  Позиция старших членов семьи (или лиц, заменяющих их).

2.  Позиция сверстников (подруг, товарищей), «знакомых др.» из круга внесемейного общения.

3.  Позиция (в отношении данного уч-ся) учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой имеется. Следует отметить, что у работников школы, как и у всяких людей, могут складываться нек-рые стереотипные мнения об учениках, в т.ч. и связанные с недооценкой их по тем качествам, к-рые не требуются по тому или иному учебному предмету (скажем, литератор может недооценивать мальчика с выраженным интересом к технике и развитыми техническими способностями, но невыраженным интересом к «изящной словесности»). Педагогу нелишне признавать и помнить малоприятную для него истину, что ученики иной раз знают друг друга более многосторонне, чем педагоги.

4.  Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы (ЛПП) уч-ся, оптанта (включая и случай их полной неопределенности, отсутствия).

5.  Способности, знания, умения и навыки, достигнутый уровень развития уч-ся как субъекта деятельности.

6.  Уровень притязаний уч-ся на общественное признание.

7.  Информированность. В связи с этим обстоятельством важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, к-рая оказывается основанием для принятия уч-ся решений, касающихся его профессионального будущего.

8.  Склонности к тем или иным видам деятельности.

Задача педагога — помочь уч-ся, оптанту внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию П.в. (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии просто «за компанию с друзьями», отстроиться от ложных соображений о престиже и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и способен, — на этом пути будет и успех и, следовательно, престиж, если он уж так значим.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: