Педагогика

ПРИВЫЧКА

автоматизированное действие, выполнение к-рого в определенных условиях стало потребностью. С формированием П. связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением П. мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия. П. формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его выполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

Образование многих П. начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие П. сформируются у ребенка. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные П. Жизненно важные, общественно ценные П. облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные П. — дезорганизуют поведение. Формирование полезных П. и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания. П. придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью формирования личности в целом. П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих — облегчают или затрудняют их воспитание. Поэтому очень важно начинать формирование полезных привычек уже в раннем возрасте. Так, давая ребенку игрушку, нужно показать, как правильно действовать с нею. Игрушка — модель вещи, с к-рой имеет дело взрослый человек. Действие с нею должно раскрыть ребенку не только предметное значение этой вещи, но и содержание отношений между людьми, складывающихся вокруг нее. Такая игра будет воспитывать познавательный интерес к вещам и человеческим отношениям, познавательную П. Если ребенка не научить играть, то интерес к игрушке быстро утрачивается, и могут сформироваться вредные П.: небрежное обращение с игрушками, а затем с вещами вообще, пассивность и т.п. Приобретенные в игровой деятельности положительные П. (любознательность, П. к активному действованию и т. п.) значительно облегчают освоение новой деятельности, приобретение новых П. В дальнейшем овладение учебной деятельностью требует приобретения новых навыков и П.: П. и умений учиться, П. планировать свое время, П. помогать своим товарищам и т.д. Для воспитания П. необходимо прежде всего правильное формирование действия. При овладении любым видом деятельности важно раскрыть ребенку значение выполняемого действия и всех условий, определяющих правильность его исполнения. Это способствует формированию общих познавательных установок и дает возможность выполнять действия сразу без существенных ошибок и особых трудностей. Если при этом ребенок получает похвалу, у него возникает переживание успеха, достигнутой цели. Это резко изменяет отношение ребенка к выполняемому действию: оно становится для него интересным «само по себе», возникает тенденция к повторению приятного занятия.

Физиологической основой П. является динамический стереотип нервных процессов в коре больших полушарий. Деятельность, возникающая на основе динамического стереотипа, протекает легко, свободно, автомати — зированно и вызывает положительный эмоциональный тон. Т.о., при формировании П. имеет значение не только организация действия, но и повторное его выполнение при неизменйых обстоятельствах, упражнения, что и превращает сформированное действие в П.

Рубрики

Партнеры: