Педагогика

ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАНИЕ

Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые часто внешней занимательностью объектов, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам, вызываемым важными и существенными особенностями объектов. Первые элементарные проявления интересов наблюдаются у детей очень рано: тогда, когда они начинают овладевать ориентировкой в окружающем мире (в первом полугодии жизни). Первыми объектами таких интересов являются яркие, красочные, подвижные или издающие звуки предметы. Ребенок непроизвольно обращает на них внимание, испытывая чувство удовлетворения при виде их или при манипулировании с ними. Эти элементарные проявления интереса, однако, эпизодичны и определяются наличным восприятием. Обогащение жизненного опыта, развитие общения с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познавательных интересов ребенка — сначала в элементарных, потом во все более усложняющихся формах. Примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать интерес к игре, в которой так или иначе отражается все, что интересует ребенка в окружающем мире. С поступлением в школу начинается новый этап развития детских интересов, которые постепенно переключаются с игровой деятельности на учение, хотя интерес к учению может возникнуть уже в дошкольном возрасте. Новая обстановка, новые люди, новый вид деятельности, новое положение в коллективе — все это вызывает интерес у младших школьников. Первоначально интерес возникает ко всем видам учебной работы. В дальнейшем он начинает дифференцироваться. Одновременно (уже в младшем школьном возрасте) интерес к процессу деятельности начинает сменяться интересом к содержанию деятельности, интерес к фактам — интересом к первоначальным обобщениям, причинам, закономерностям (от описания к объяснению). Повышается интерес к творческой стороне работы. Чем больше возможностей учебная деятельность предоставляет для активности и самостоятельности уч-ся, тем больший интерес она вызывает. Меняется зависимость интереса от успеха в том или ином виде деятельности: если младший школьник обычно проявляет интерес к той деятельности, которую он осуществляет успешно, которая ему легка, то в дальнейшем интересы направляются и на преодоление трудностей. Интерес подростков по сравнению с интересом младших школьников отличаются большей устойчивостью, активностью, действенностью. Если интерес дошкольника и младшего школьника определяются гл. обр. содержанием их жизни, их деятельностью дома и в школе, то область интересов подростка значительно расширяется. В среднем школьном возрасте начинают по-настоящему формироваться и быстро расширяться, углубляться собственно познавательные интересы — стремление к знанию, активное познавательное отношение к различным отраслям науки, к различным явлениям природы и общественной жизни. Познавательные интересы подростка в основном определяются самим содержанием знаний; вместе с тем они часто выходят за пределы школьных программ. Следует отметить для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, интерес к технике, связанный с конструированием, изготовлением механизмов и моделей. Характерно возникновение интереса к спорту, к художественной литературе, кино, телевидению (предпочитаются героические и романтические сюжеты с захватывающей фабулой, напряженно развертывающимся действием). Заметное развитие в подростковом и особенно юношеском возрасте приобретают общественно-политические интересы, (интерес к политической жизни страны, к международной политике). Старшие школьники обычно начинают довольно глубоко и систематично интересоваться определенными областями научного знания, новейшими достижениями науки. Появляется интерес к мировоззренческим вопросам, проблемам морали, к труду. Однако интерес к труду возникает на основе не всякой трудовой деятельности, а лишь специально организованной, осуществляемой в определенных условиях. Чаще всего он возникает тогда, когда труд школьников является производительным, носит общественно полезный характер (когда ученик ясно видит и осознает, что результат его труда имеет определенную общественную ценность), когда труд является коллективным, инициативным и творческим, посильным для уч-ся, и там, где возможно, требует от уч-ся самодеятельности и самоорганизации. В связи с перспективой жизненно-трудового самоопределения (часто на основе учебных интересов) у старших школьников развивается интерес к профессиям, к тому, что связано с избираемой трудовой деятельностью.

Важная роль, которую интерес играет в учебной деятельности, ставит задачу сделать учение интересным, что может быть достигнуто прежде всего путем опоры на наличные, уже имеющиеся у уч-ся интересы, хотя бы и не относящиеся к данному учебному предмету. Однако это еще не решает задачи. Педагоги и воспитатели должны пробуждать, формировать и развивать у уч-ся новые интересы, относящиеся к самим предметам изучения, полноценные учебные интересы, а также интересы, в наибольшей мере соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям уч-ся. При этом необходимо всемерно содействовать воспитанию широты, устойчивости и действенности интересов. Разносторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы — важное условие всестороннего развития личности. Огромную роль в пробуждении и развитии у школьников интереса к учению, знаниям играют качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость) и личность учителя, его умение общаться, строить свои отношения с уч-ся, ставить последних в ситуацию успеха, формировать у них способности к самомотивации и самообразованию. Один из основных путей воспитания положительных, устойчивых и действенных интересов — понимание уч-ся того объекта, к которому необходимо вызвать интерес. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, «прочувствовать» их жизненную значимость. В тех случаях, когда непосредственно связать учебный материал с жизнью трудно, положительную роль играют указания учителя на важность изучаемого материала для общего развития, на его образовательное значение. Др. важный путь воспитания учебных и познавательных интересов — включение уч-ся в активную творческую деятельность, направленную на познание данного объекта, что достигается подбором посильных и интересных заданий, достаточно разнообразных, новых по содержанию или по форме, побуждающих к самостоятельному, активному размышлению. Важно, чтобы познание было связано с положительными эмоциональными переживаниями, с радостью познания (это вызывается осознанием своих успехов, достижений, преодолением трудностей, поощрениями). Существенную роль играют интересы самого воспитателя, учителя, к-рыми он может «заразить» воспитанников. Развивая интересы уч — ся, надо помнить, что иногда большая активность и любознательность уч-ся, особенно подростка, его жадное стремление к знаниям может привести к неустойчивости и разбросанности интересов. Поэтому наличие очень многих интересов и их частая смена нежелательны. Надо сдерживать и поверхностное любопытство. При многообразии интересов необходимо особо выделять и воспитывать основной, стежневой интерес. Нередки случаи, когда те или иные, в общем, положительные интересы (к чтению, технике, шахматам и т.д.) настолько захватывают школьника, что становятся помехой к учению. В таких случаях необходимо добиваться установления строгого режима жизни, включать уч-ся в работу кружка по профилю его основного («стержневого») интереса, связывать объект его интереса с соответствующими учебными предметами.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики