Педагогика

ИНТЕРЕС

одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. И. — проявление не только познавательной, но и др. потребностей. Иначе говоря, И. — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. И. носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода, на их познание или на выполнение определенной деятельности. И. имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определенной области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе. Велика роль И. и в учебной деятельности, в успешном овладении изучаемым предметом. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно; при отсутствии И, учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается. В основе И. лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Существенную роль в качестве физиологической основы познавательных И. играет ориентировочный рефлекс.

И. можно характеризовать со стороны их содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание И. — это те объекты, на которые он направлен (И. к технике, И. к истории, И. к музыке и т.д.). По содержанию И. оцениваются с точки зрения их общественной значимости: как высокие, благородные, направленные на высокоценное для общества, или как мелкие, обывательские, связанные с удовлетворением только личных потребностей. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность И., направленность их на различные объекты, при наличии основного, «стержневого» И. Вместе с тем отрицательно оцениваются и разбросанность И., когда человек поверхностно интересуется всем, а по сути дела, ничем по-настоящему. Устойчивые И. играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности. Неустойчивые И. носят характер кратковременного явления, быстро возникающего и быстро угасающего. Человеку с неустойчивыми И. свойственна частая смена И. — он легко увлекается и быстро охладевает. Настойчивость человека в познании определенной области, преодоление трудностей под влиянием И. говорят о различной силе И. Близко к понятию силы И. стоит понятие действенности И. Действенными, в отличие от пассивных, называются И., оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения И. Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредствованные) И. Прямые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на которые они направлены; косвенные И. вызываются не содержанием объекта, к которому проявляется И., а тем значением, которое этот объект имеет для познания др. объекта, непосредственно интересующего человека, или для выполнения какой-либо другой, интересующей человека деятельности (И. школьника к математике, возникающий, напр., лишь в силу того, что она нужна для авиамоделирования, которым этот школьник очень увлечен).

Рубрики

Партнеры: