Педагогика

ПРИНЦИПЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

теоретические положения, с помощью к-рых осуществляется эвристическое обучение применительно к конкретным педагогическим условиям (А.В. Хуторской, 2002).

1. Принцип свободы выбора уч-ся главных элементов своего образования: смысла, целей, содержания, форм и видов деятельности, способов работы, учебных средств, критериев оценки результатов образования. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить уч-ся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем разделам учебных предметов. Чем большую степень включения уч-ся в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация. Однако свобода немыслима без заданно — сти. Принцип свободы выбора предполагает предварительную заданность определенного набора выбираемых элементов. Принцип свободы выбора состоит в возможности и необходимости деятельностного созидания и творения как уч-ся, так и учителями. Каждый уч-ся, каждый учитель школы имеет право и даже обязанность быть самоценным человеком, с собственной жизненной позицией и мировоззрением. Изучение любого школьного предмета предполагает возможность личной точки зрения по всем ключевым вопросам предмета как у учителя, так и у уч-ся. Этот принцип очень непросто осуществить на практике. Ведь учитель должен научиться, с одной стороны, понимать и обозначать смысл образования по своему предмету, а с другой — допускать и даже поддерживать иные смыслы образования, к-рые могут быть у уч-ся.

2.  Принцип метапредметных основ содержания образования. На метапредметном («мета» в переводе с греческого означает «стоящий за») уровне познания обычное многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов — научных категорий, понятий, художественных, прикладных и иных объектов, допускающих индивидуальные пути их изучения. Такие фундаментальные образовательные объекты, как слово, число, знак, традиция, находятся за рамками обычных учебных предметов; они в обычном смысле внепредметны. Поэтому для конструирования целостной образовательной системы требуются метапредметы — учебные дисциплины, к-рые охватывают определенную связку, комплекс фундаментальных образовательных объектов. Мета- предмет позволяет ученику и учителю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку создает условия для выхода в смежные темы др. учебных курсов, для методологических обобщений.

3.  Принцип соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету. Согласно данному П.э.о., уч-ся, напр., не столько изучают готовые знания по математике, сколько занимаются самой математикой, решением ее проблем; не «проходят» учебник по природоведению, а исследуют реальную природу; не столько изучают устное народное творчество, сколько осуществляют собственное творчество как полноправные представители народа. Замена изучения чужих результатов на получение собственных означает, что в историческом образовании преобладает историческая деятельность, в литературном — литературоведческая или писательская, в физике — физическая и т.д.

4.  Принцип первичности образовательной продукции уч-ся по отношению к общепризнанным аналогам. Знакомство с общепринятыми знаниями происходит после получения учениками собственных аналогичных результатов. Напр., после собственной версии происхождения жизни на земле ученик знакомится с подобными версиями ученых; после конструирования своего символа мира изучаются и др. символы; после музыкальных и поэти — • ческих сочинений ученик сам или с помощью учителя отыскивает близкие своему творению произведения.

Даже изучение общеобразовательных стандартов усваивается им через сопоставление с собственными. В итоге любой результат ученика носит личностный характер. Данный П.э.о. часто вызывает вопрос: как ребенок может создать, напр., свою таблицу сложения или умножения без предварительного изучения? Это достигается путем применения особой технологии сопровождающего обучения.

5.  Принцип сопровождающего обучения. Любые положительные проявления творчества уч-ся находят поддержку и сопровождение в развитии со стороны педагога. Чтобы помочь ученику двигаться эвристически, учитель организует эвристические ситуации. Их цель — вызвать интерес и обеспечить личную деятельность уч-ся в направлении фундаментальных образовательных объектов. Напр., чтобы уч-ся создал свою таблицу сложения чисел, он должен, прежде всего, заинтересоваться этой проблемой, затем ему нужно помочь выяснить для себя смысл чисел, их связь друг с другом, дать прочувствовать взаимодействие чисел, затем предложить составить числовые ряды, столбики, строки, научиться выявлять закономерности расположения чисел, придумать несколько разных числовых таблиц, понять смысл таблиц вообще. И лишь тогда, вооружившись средствами и условиями математического творчества, ученик сконструирует собственную таблицу сложения. Роль учителя на всех этапах — организационно-сопровождающая.

6.  Принцип продуктивного образования. Качество образования определяется не полнотой изучения известной информации, а уровнем приращения к нему нового, качеством созданного уч-ся образовательного продукта. Создаваемые продукты деятельности представляют собой, прежде всего, индивидуальные образовательные приращения ученика, к-рые в случае успеха переходят в приращения общекультурные. Напр., ученик первого класса сочиняет оригинальную сказку или считалку, вполне сопоставимую с уже известными; пятиклассница составляет родословную славянских богов, к-рой нет даже в серьезных изданиях, шестиклассник находит доказательство в ответе на вопрос «Почему не существует шестого правильного многогранника», к-рого нет в общепринятой учебной литературе; десятиклассница пишет философское эссе «Живое и неживое», в к-ром содержатся вполне самобытные и оригинальные мысли. Т.о., эвристическое обучение ориентировано, в отличие от традиционного, не на изучение известного, а на приращение к нему нового, на сотворение уч-ся образовательного продукта.

7.  Принцип рефлексивного самоосознания. Рефлексия — мыследеятельностный, или чувственно-переживаемый процесс осознания того, что делает сам ученик, что с ним происходит. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Рефлексия помогает ученику переопределить цели дальнейшей деятельности, откорректировать свой образовательный путь. Обучение через рефлексивную деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Эти особенности уч-ся «высвечиваются» непосредственно из его эвристической деятельности и ее продуктов. Ученик, безусловно, проявляет себя, прежде всего, в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, к-рые присущи его индивидуальности.

Рубрики

Партнеры: