Педагогика

ФОРМЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

фор — мы обучения, основной задачей к-рых является создание уч-ся новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. (А.В. Хуторской, 2002). К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество уч-ся. Примеры таких заданий:

—  изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

—  дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;

—  сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста, интервью, рекламу, деловые диалоги;

—  составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для др. учеников, сборник математических задач;

—  придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

—  изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

—  разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

Эвристическое погружение — форма обучения, при к — рой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание уч-ся природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить уч-ся возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных особенностей. Эта форма позволяет уч — ся создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак», «Символ», «Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества при создании уч-ся тех или иных образовательных продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек», «Придумай и опиши общий для всех людей язык».

Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты уч-ся проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.

Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Напр., в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е. создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.

Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Интернет. В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и тех же проблем, разработка творческих проектов («Кислотные дожди», «Права ученика в образовании», «Кунсткамера феноменов», «Погоня за историческими личностями», «Создание словаря», «Бизнес-проект постройки аэродрома»).

Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются уч-ся прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию. Др. вид работ — текущие творческие работы уч-ся, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках.

Следующий вид творческих работ — это те, к-рые ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или во время творческой недели. Это могу! быть итоговые, зачетные, экзаменационные работы. Их отличает более продолжительный период выполнения — от одного до трех месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии уч-ся и взрослых. Работы выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в мастерских. Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в школьный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе. Выделим следующие типы творческих работ:

—  исследование, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы;

-сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);

—  педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина);

—  художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);

-техническое произведение (поделка, макет, модель, схема, фигура, компьютерная программа);

—  зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);

—  методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).

Эвристические формы занятий предполагают использование соответствующих методов обучения (см.: Методы эвристического обучения).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте