Принцип 9. Творческой культуре требуется творческое пространство

Принцип 9. Творческой культуре требуется творческое пространство

Итак, обратимся к физическому окружению, во многом отражающему организационную культуру. Размеры и конфигурация рабочего пространства, выбор мебели и оборудования, качество освещения, материалы и цвета — все это создает атмосферу, которая может как стимулировать, так и подавлять творческие порывы. До 1980-х годов проводилось очень мало исследований о влиянии рабочего пространства на производительность. С тех пор начали публиковать все больше работ по теме, именуемой сегодня психологией среды, и по дисциплине с загадочным названием «когнитивная эргономика». Традиционный дизайн офисных зданий и помещений сформировался в XIX веке под влиянием индустриализации. Когда акцент ставится на эффективном решении задач, главным для рабочего пространства становятся продуктивность, рациональное использование помещении и единообразие. Едва ли это будет подходящей средой для стимулирования воображения, творчества и инновационности.

Появление более гибких моделей рабочего графика и всепроникающее воздействие информационных технологий означают размывание границ между домом и офисом, работой, игрой и личным временем. Очень важно позволить работникам персонализировать свои рабочие места так, чтобы они способствовали творчеству. Там, где требуется сотрудничество, необходимо выделить место для проведения совещаний и мастер-классов.

Второе рождение

Я говорил, что организация подобна живому организму. В некотором смысле жизненный цикл организации можно сравнить с жизнью человека. Организация начинает свое существование в чьем-то воображении в виде проблеска идеи. Идею холят и лелеют, и, если она жизнеспособна, она начинает развиваться и расти. Самый творческий период в жизни организации чаще всего приходится на раннюю стадию развития, когда дух захватывает от открывающихся возможностей и все работники трудятся на благо общего дела не щадя себя. В юности организация легко решается на новые начинания и смело идет на риск ради достижения успеха. По мере взросления успешная организация постепенно застывает в устоявшихся структурах и рутине и превращается в консервативную. Это уже средний возраст. Со временем она начинает страдать от общей закоснелости и окончательно утрачивает первоначальную энергию и гибкость. Если «склероз» продолжится, организация состарится и умрет. Так происходит сплошь и рядом. Но у организации всегда есть возможность родиться заново или начать новую жизнь на любом этапе своего развития. Для этого прежде всего требуется инвестирование в творческие способности составляющих ее людей. Истина проста, и ее поняли уже многие: оказывается, если организация не покладая рук трудится на благо людей, то и люди будут трудиться не покладая рук на благо организации. Это и есть подлинное новаторство и верный путь к созидательному лидерству.

Добавить мысль

Рубрики