Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры

В ходе освоения действий с предметами возрастает стремление ребенка раннего возраста к самостоятельности и подражанию взрослым. Развитие игры происходит по трем направлениям: линии освоения предметов, линии освоения взрослого через предметы и осознания себя в действиях с предметами.

 

Развитие предметных действий приводит к формированию (с помощью взрослого) двух типов переноса: перенос действия и перенос значения предмета. Первый тип представляет собой перенос ранее усвоенного действия с предметом на другой предмет или в новую ситуацию. Например, малыш, освоивший самостоятельное действие – пить из чашки, начинает поить всех знакомых кукол, медвежат и даже предметы, которые не содержат в себе образы (грузовик, мяч, ботинок).

 

Всякий раз ребенку для осуществления действия нужна чашка – настоящая или очень похожая игрушечная. Но по мере усвоения действие начинает отделяться от конкретного предмета и ребенок оказывается готов переместить значение конкретного предмета (в нашем примере – чашки) на другой предмет, функционально схожий с образцом. Тогда малыш может поить кукол и мишек из формочки, баночки или даже из ладошки.

В раннем возрасте требования к предмету-заместителю минимальны, сходство может быть очень условным – достаточно возможности осуществлять само действие. Например, чтобы поставить градусник и измерить температуру кукле, нужен просто продолговатый предмет, на роль которого может сгодиться и палочка, и карандаш, и ножницы. Действие осуществляется с предметом-заместителем.

А дальше появляется не только воображаемый предмет (чашка), но и воображаемое состояние («кукла хочет пить») и воображаемая ситуация («мы пошли к колодцу за водой»). Конечно, использование предметов-заместителей, называние предметов новым именем (присвоение нового значения) осуществляется первоначально взрослым, затем ребенком по образцу взрослого и в совместной деятельности, и только позднее – самостоятельно.

Дальнейшее развитие игровой деятельности связано с принятием ребенком на себя роли. Параллельно с называнием предмета развивается способность ребенка раннего возраста называть себя именем другого человека или персонажа. Первоначально ребенок осознает себя выполняющим действие («Паса комит куку» – Паша кормит куклу), а впоследствии становится готовым увидеть себя в новой роли – водителя, мамы, милиционера или повара. Называет новым именем в соответствии с выполняемым действием происходит также под влиянием взрослого. Родители или воспитатели открывают ребенку потрясающую возможность быть кем-то.

Сравнение ребенком своих действий с действиями взрослого открывает новый мир взрослых людей и готовит почву для возникновения собственно сюжетной игры с принятием ролей, мнимой ситуацией и правилами, предписанными ролью. К концу раннего возраста появляются зачатки ролевого поведения, которое проявляется в названии себя или игрушки другим именем и разговоре от имени нового персонажа. Вот как один отец описал совместную игру со своим трехлетним сыном: «Так забавно учить его воображать, что он на ферме, или что он пожарный, или идет на работу. Я люблю подкидывать ему идеи, которые он может обдумывать».

Читайте далее:

Оставьте комментарий