Педагогика

ПОВЕДЕНИЕ

1) в общенаучном смысле — внешнее проявление системы двигательных реакций объекта (не только живой организм, но и робот, атом и пр.) на воздействие среды; 2) в этологии — категория, обозначающая иерархические системы двигательных реакций как формы биологической активности при взаимодействии организма со средой на основе нервизма, обеспечивающие сохранение вида и индивида; 3) в общей психологии — внешнее проявление деятельности человека; 4) в социальной психологии — эллипсис (опущение — замещение) термина «нравственное поведение» как совокупность поступков.

П. в биологии и психологии определяется потребностями живого существа. П. осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в к-рых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним. П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в к-рых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте