Педагогика

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Бывает, что кто — то из родителей (или оба) то и дело говорит ребенку: «Ты такой способный, такой умный!» Несдержанность в похвалах может привести к тому, что ребенок в конце концов перестанет вам верить. Дети, к-рых постоянно хвалят родители, нередко испытывают разочарование, попадая в большой мир. Повзрослев, они обнаруживают, что не принимают похвалу за чистую монету. С одной стороны, они волнуются, не получая одобрения, с другой — скептически относятся к комплиментам, потому что еще детьми привыкли не доверять им. Детей, конечно, надо хвалить за хорошие поступки, но соразмерять похвалу с честностью. Когда девочке твердят, что она «самая прекрасная маленькая принцесса», а в школе потешаются над ее носом, она чувствует противоречие. Дети, к-рых дома много хвалят, часто приходят к выводу, что «их родители со странностями и не понимают их». Или еще хуже: дети могут решить, что родители немногого ожидают от них.

Избегайте сомнительных похвал типа «Наконец-то ты сыграл пьесу правильно» или «Я никогда не думал, что ты научишься этому». Первая фраза дает ребенку понять, что он очень медленно продвигается в занятиях, вторая — что вы мало верите в его способности. В обоих случаях вы упускаете шанс подчеркнуть его достоинства. Лучше сказать: «Пьеса звучит просто здорово. Стоило потрудиться».

Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Современные детские психологи определенно против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, к-рый не вызывает сомнения, — это обуздание разбушевавшегося ребенка.

Естественное следствие непослушания — это один из видов наказания, исходящий от самой жизни и тем более ценный, т.к. винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя. Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший двойку за невыученный урок, может быть, впервые почувствуют смысл и жизненную необходимость родительского требования. Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений.

Второй тип наказания более привычен — он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением действия родителя. Напр.: «Если ты не прекратишь грубить, я поставлю тебя в угол»; «Если ты не уберешь комнату, не пойдешь гулять». Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями. Как к ним относиться? Думается, их все равно не избежать. Однако, применяя такие наказания, хорошо придерживаться одного важного правила. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон взаимоотношений с ребенком.

А что означает плюс? Вот примеры: в семье заведено, что по выходным отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или все вместе отправляются на прогулку или в кино. Дети очень ценят подобные семейные традиции; такой поход или поездка — это настоящий праздник для ребенка. Однако в случае непослушания или проступка праздник в этот день или на этой неделе отменяется. Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное — не обидное и не оскорбительное. Ведь дети очень хорошо чувствуют справедливость; а это справедливо, когда родитель не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

А что бывает, если из-за того, что родителю всегда некогда, все воспитание ограничивается требованиями, замечаниями и «отрицательными» наказаниями? Как правило, в таких случаях добиться дисциплины бывает намного труднее. Но главное — это не потерять контакт с ребенком: ведь взаимное недовольство, к-рое здесь неизбежно, будет накапливаться и разъединять.

Какой практический выход? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных событий, к — рые будут создавать «зону плюсов», или зону радости. Сделайте нек-рые из этих занятий или событий регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает что-то очень плохое. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле потеряли настроение с ним заниматься. Однако не угрожайте их отменой по мелочам. Зона радости — это золотой фонд вашей жизни с ребенком. Она одновременно — и зона его ближайшего развития, и основа вашего с ним доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.

Рубрики

Партнеры: