Педагогика

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов, предусматривающий овладение системой знаний о научных основах современного производства; вариант практической реализация трудовой школы. Предполагает ознакомление уч-ся в теории и на практике с основными принципами современного производства и лежащими в основе законами развития природы и обществ, формирование трудовых умений и навыков уч-ся. Выступает как фундамент последующей профессиональной подготовки.

Идея П.о. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и широко использовалась в марксистской педагогике. В 20-е гг. XX в. задачи П.о. в советской школе были сформулированы в трудах П.П. Блонского, С.Е. Гайси — новича, А.Г.Калашникова, Н.К. Крупской, М.М. Пист — рака и др. Предметом П.о. являлось формирование общих трудовых качеств личности, а научно-теоретичес — кую основу составляло допрофессиональное изучение накопленного человечеством знания в области техники и технологии.

Однако в практике в первые годы советской власти встретились значительные трудности: отсутствие материальной базы и подготовленных учителей. П.о. подменялось комплексной системой обучения, методом проектов, «профуклоном» и т.д., изучение основ наук объявлялось устаревшим. Такая абсолютизация идей политехнизма оказала отрицательное влияние на понимание путей его осуществления в средней школе. В 50-х гг. политехнизм стал разрабатываться как принцип организации народного образования в социалистическом государстве.

Развитие науки и техники объективно требует знания в той или иной мере научных основ производства каждым человеком. С учетом громадного объема современных знаний необходим такой подход к их рассмотрению, к-рый дает возможность уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии. Такую возможность и представляет П.о. В условиях технологического этапа НТП П.о. устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экономических, психологических, эстетических и др. факторов. Поэтому необходимо формировать у уч-ся способность комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов.

В современных условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество получило профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы человек сам чувствовал себя внутренне свободно в условиях высокоразвитого общества. Такое понимание П.о. делает его важным фактором эффективной подготовки молодежи к труду в рыночных условиях. Основные задачи П.о. на современном этапе: показ технологического применения законов физики, химии, биологии и др. наук, сообщение знаний по современным основам техники, технологии, экономики и организации производства; вооружение уч-ся умениями и навыками применения современных орудий труда, средств механизации и автоматизации, методами управления технологическими процессами. Содержание П.о. формируется на основе анализа тенденций развития науки, техники и культуры, взаимоотношений изучаемой науки и соответствующего учебного предмета. Содержание П.о. составляют системы знаний о современном производстве и лежащих в его основе законов природы, общества, деятельности самого человека. По своей природе политехнические знания представляют собой совокупность взаимосвязанных понятий естественных, технических, общественных наук и математики и становятся собственно политехническими, когда включаются в трудовую деятельность уч-ся.

Система политехнической подготовки в средней общеобразовательной школе включает в себя усвоение политехнических знаний и умений в процессе изучения основ наук, трудового обучения, лабораторных и практических работ, производственных экскурсий, внеклассных, факультативных занятий по науке, технике, сельскохозяйственному опытничеству. Учебные предметы «Основы производства», «Основы информатики и вычислительной техники», «Основы экономических знаний» и др. обогащают содержание П.о. Большое значение в П.о. имеет также дополнительное образование детей. В современной трактовке П.о., в т.ч. воспитания готовности к труду, значительная роль отводится осмыслению уч-ся отношений, возникающих в процессе производственной деятельности. В этом аспекте необходимо более широкое использование предметов гуманитарного цикла.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: