Педагогика

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ РАБОТАМ

Волнение перед публичным выступлением знакомо каждому из нас. А школьники оказываются в такой ситуации очень часто — на уроке, на контрольной, на экзамене. У этой проблемы две стороны: неумение учиться, недостаток знаний и неумение вести себя во время ответа при достаточных знаниях. Одному ребенку нужно научиться серьезно готовиться к контрольным и экзаменам, другому-справляться со своей повышенной тревожностью. Бывает и так, что тревожность сочетается с неумением учиться. Вот как можно помочь тревожному школьнику:

1.  Внушите ему, что легкое волнение перед экзаменом — это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу, иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.

2.  Научите его никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, пускай он мысленно рисует картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

3.  За несколько дней до экзамена стоит проиграть с ним ситуацию. Пусть представит себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Напр.: с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т.д. Но вот сажусь готовиться, сосредоточиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой четкой схеме.

4.  Расскажите своему школьнику, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, — тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

5.  Ребенок должен понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. Т.е. сосредоточиться нужно не на тревоге и ожидании («повезет — не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Как готовиться к экзамену или контрольной:

•  Повторять материал нужно не «про себя». Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, и он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

•  Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны.

•  Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти — речедвигатель — ная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.

•  Иногда кажется: выучить все, что нужно, невозможно, просто руки опускаются. Тогда стоит отделить легкие вопросы от самых тяжелых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному.

•  Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.

•  Вставать и ложиться лучше в привычное время. Спать не меньше 9 часов. Приступать к занятиям, как и в школе, в 8.30-9.00.

•  Тем, кому не нужно много времени «на раскачку», начинать подготовку можно с более трудных вопросов и тем. Обычно такие школьники и устают быстрее. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более легкий материал.

•  Через каждые 50-60 мин занятий делать перерыв на 10 минут. После 2-3 ч работы сделать перерыв на полчаса для отдыха и второго завтрака. Потом можно позаниматься еще 3-4 ч и отдохнуть не меньше 2 ч (включая обед, прогулку или даже сон). После отдыха — еще 2,5 — 3 ч работы.

•  Помнить, что любое дополнительное напряжение: чтение художественной литературы, просмотр телепередач, игра в шахматы и т.п. — увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику.

•  Не пытаться наверстать упущенное вечером — эффективность такой рабрты очень мала.

Во время экзамена или контрольной:

•  Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.

• Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе др. задания останутся невыполненными.

• На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.

• Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.

•  Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

•  Не сдавать письменные работы без проверки.

Рубрики

Партнеры: