Педагогика

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

процесс, в результате к-рого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности др. людей и может выступать в общественной жизни как личность. Сущность персонализации — в действенных преобразованиях интеллектуальной и аф — фективно-потребностной сферы др. человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом виде введено А.В. Петровским. Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к П. Потребность в П. — потребность быть личностью — это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аф — филиации, стремления к самоопределению, признанию и т.д.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в П. — деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, «транслирует» другую свою индивидуальность. Способность к П. — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, к-рые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие др. людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством к-рых он может в общении и деятельности осуществлять персонифицирующее воздействие. П. субъекта происходит при условии его значимости для других, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях П. отсутствует. Экспериментально показано, что полноценное и социально-позитивное проявление способности к П. обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития П. одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.

Рубрики

Партнеры: