Педагогика

ЛИЧНОСТЬ

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с др. людьми и общающийся с ними, становится Л. — субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Человек на свет рождается уже потенциально человеком. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность мощного развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от детеныша животных. Т.о. доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, к-рого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится Л. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, к-рую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает также переплетение отношений, к-рое формирует его как Л., т.е. как реального человека, не только непохожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса. Л. в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Утверждая единство индивида и Л., мы одновременно отрицаем тождество этих понятий (А.В. Петровский). Так, к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка. «…Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» (А.Н. Леонтьев). Подобно тому как прибавочная стоимость есть нек-рое «сверхчувственное» качество, к-рое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в к-ром оказывается воплощен неоплаченный труд рабочего, Л. воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, к — рые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны. Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный в систему взаимоотношений со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, к-рую они ему предлагают как ведущую для его развития, напр. обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений. Общественные отношения (деятельность индивида в коллективе и его взаимоотношения с членами коллектива, общества и др.) не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект Л., являющейся социальным качеством индивида. Если родовую сущность человека, в отличие от всех др. живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в к-рые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (напр., раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи). Л. — субъект относительно устойчивой системы межиндивидуальных (субъект-объект- субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении. Л. каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от др. людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — Л. человека неповторима в своей индивидуальности. Л. и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и др. особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его Л. хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в к-рую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики Л. и не получают условий для развития. Итак, индивидуальность есть только одна из сторон Л. человека. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к уч-ся, к-рый предполагает учет их дифференциально — психологических особенностей, необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к уч-ся, к-рый строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств уч-ся, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его Л., может рассматриваться как личностный.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте