Передовой педагогический опыт И.П. ВОЛКОВА

Одна из систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Учитель-новатор, кандидат педагогических наук И.П. Волков обобщил в своих работах (Учим творчеству, 1982; Много ли в школе талантов?, 1989; Цель одна – дорог много, 1990; и др.) многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.

Работая учителем рисования и пения (с 1952 г.), он убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспособляемость к делу. Уч-ся еще в младших классах сами практически доходят до нек-рых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных уч-ся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.

И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-то преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве, технике и т.д. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Творчество, индивидуальность, художество, считает И.П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный проект творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И.П. Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий выбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; 8) индивидуальный подход.

Читайте далее:

Оставьте комментарий