ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

направление в отечественной педагогике 2-й половины XX в. П.с. представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанную на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы П.с. имели большой практический опыт работы в школе (свыше 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали главный редактор «Учительской газеты» В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик. Основные положения П.с.: отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудовой цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в ее преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.); самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности уч-ся); свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала); интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение уч-ся более широких по сравнению с учебной программой знаний); коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунар – ская методика); творческое самоуправление уч-ся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями и др.

Ряд положений П.с. опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому П.с. вызвала большую полемику. П.с. дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

Читайте далее:

Оставьте комментарий