Педагогика

ПЕДАГОГИКА КОРРЕКЦИОННАЯ

отрасль педагогической науки, к-рая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления (И.П. Подласый, 2002). Предмет П.к. — отклоняющееся развитие и поведение. П.к. возникла в ответ на вызов жизни — угрожающее повышение детской и подростковой невоспитанности. Этой беде нужно противопоставить новое воспитание, исходящее из глубоких современных знаний о растущем человеке. Традиционно предметом П.к. считалось обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Само понятие кор — рекционной работы связывалось с аномальными, т.е. неправильно развивающимися, детьми, причина к-рого есть органические нарушения. Но теперь мы видим, что у детей все больше появляется неорганических, т.е. приобретенных, отклонений, к-рые также приводят к нарушению их нормального развития и поведения. Здоровых детей приходит в школу все меньше. Потому можно не оспаривать традиционное понимание предмета П.к., просто современная наука раздвигает границы, включая в сферу своего действия всех детей с нарушениями развития и поведения. Видный отечественный ученый профессор В.П. Кащенко считал П.к. наукой о воспитании исключительных детей. При этом под исключительными понимались дети, поведение к-рых исключается, выпадает из общепринятой нормы.

П.к. сосредоточивает свое главное внимание на кризисных явлениях и отклоняющемся поведении. Ее основные задачи:

1.  Выявление причин (условий, факторов), вызывающих отклонения в развитии и поведении.

2.  Комплексный анализ факторов, выявление закономерностей возникновения отклоняющегося поведения.

3.  Разработка понятия «норма» в воспитании и применение его к анализу видов, форм, методов исправления отклоняющегося поведения.

4.  Разработка практических методик (технологий) коррекционной работы со школьниками различных возрастных групп.

П.к. принадлежит к ветви специальных педагогик, изучающих проблемы воспитания и обучения аномальных, т.е. с различными недостатками детей. С П.к. тесно сотрудничают и разрабатывают близкие проблемы др. педагогические науки: реабилитационная педагогика, педагогика частных случаев, превентивная педагогика, лечебная педагогика.

Рубрики

Партнеры: