Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, П.к.р. служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. П.к.р. включает в себя четыре относительно самостоятельных компонента. Родители должны обладать знаниями по социологии, психологии, физиологии детей.

Перефразируя слова К.Д. Ушинского о педагогике, можно сказать: если родители хотят воспитать ребенка «во всех отношениях», они прежде должны узнать его «во всех отношениях». Кроме того, нужны также знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и др. институтах воспитания, условиях ее эффективности. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую. А это, к сожалению, рано или поздно, но обязательно сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности.

Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, к – рые позволят эти методы применить. В постоянно и быстро меняющемся мире воспитание ребенка в семье может быть успешным лишь в том случае, если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, т.е. если материнство и отцовство становится для каждого из них одним из тончайших видов творчества. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей и что для них значит родительство.

Формирование культуры будущих родителей начинается с детства. Это происходит за счет усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приемов, манеры обращения; общения с др. детьми, шефства; изучения в процессе обучения общих закономерностей воспитания; усвоения уроков «народной педагогики». Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.

Читайте далее:

Оставьте комментарий