Педагогика

ПАРАНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания. Главный критерий отнесения конкретной формы познавательной активности к области П.з. — несоответствие общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов. П.з. существует как постоянный контекст постоянно развивающегося научного знания в виде протонауки, деви — антной науки и псевдонаучного (ненаучного) знания. Протонаука представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии конкретного эмпирического материала и нестабильности или неразработанности методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные атмосферой эпохи), протонаука строится как результат «игры» творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Про — тонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, «строительными лесами» научной теории, исчезая с появлением последней. Характерный пример — судьба натурфилософского знания XVII-XVIII вв. Девиантная наука, в отличие от протонаучного знания, представляет собой самостоятельную область теоретического знания, к-рая, по оценкам научного сообщества, не соответствует наличным критериям научности. Основание для подобных оценок — разногласия мировоззренческого, концептуального или политического плана между носителями «отклоняющегося» знания и ортодоксально настроенным большинством. Т.о., статус девиантной науки могут иметь как попытки истолковать исторический процесс в русле эзотерической традиции («Роза мира» Андреева) или исследовать при помощи нетрадиционных методик феномены человеческой психики (парапсихология), так и собственно научные теории, противоречащие устоявшимся представлениям (гелиобиология Чижевского, теория пас — сионарности Гумилева). В тоталитарном обществе девиантная (с т.зр. господствующей идеологии) наука становится запрещенным занятием, ее сторонники подвергаются преследованиям и репрессиям. Псевдонаучное знание — попытка расширения сферы научного поиска путем построения теории на вненаучных основаниях. Претензии на преодоление ограниченности актуального научного знания связываются в рамках псевдонауки с обращением к дорациональным архаико-мифологичес — ким структурам миропонимания. Псевдонаучное знание отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, неразвитостью и многозначностью понятийного аппарата, отказом от рациональной аргументации в пользу веры. При этом для псевдонаучного знания характерна тенденция к концептуальной экспансии, стремление распространить собственные мировоззренческие парадигмы на все прочие сферы знания с целью преодоления их «одномерности». Псевдонаука, фиксируя внимание на неполноте и ограниченности его методов, в то же время сама не способна представить ему собственную позитивную программу, оставаясь даже в оппозиции зеркальным отражением существующих административно-волевых форм руководства наукой с их почтением к предписаниям сверху и нетерпимостью к инакомыслию. Примером идеального созвучия псевдонауки и властных структур является преследование генетики в СССР в 40-50-х гг. XX в. при одновременной массированной пропаганде лжеучения академика Лысенко.

П.з. в целом во всех его формах выполняет по отношению к науке конструктивно-критическую функцию, выявляя недостаточность существующего аргументирования, несовершенство теоретических моделей и относительность критериев научности. Взаимодействие науки и П.з. существенно обогащает понятийный и концептуальный фонд научного поиска, способствует возникновению новых областей знания (биоэнергетика), определяя одновременно тенденции девиантных познавательных стратегий (М.Ж. Жбанков, 1998).

Рубрики

Партнеры: