Педагогика

ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

устоявшаяся, ставшая привычной т.зр., модель-стандарт решения определенного класса педагогических задач, к-рые, однако, продолжают применяться, несмотря на то что в педагогической науке и передовой педагогической практике уже имеются факты, к-рые ставят под сомнение общепринятую модель-стандарт, общепринятую т.зр. (В.И. Андреев, 1988). П.п. играет двойственную роль: с одной стороны, облегчает общий подход к решению научных проблем в педагогической науке, а с другой — несколько мешает восприятию новых идей, сдерживает разработку проблем педагогического творчества. Приведем нек-рые П.п. 1. В настоящее время в отечественной педагогике происходит замена парадигмы «человека знающего» (т.е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», т.е. человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться. 2. Реализуя на практике принцип доступности, многие педагоги считают, что объем знаний и содержание учебного материала должны быть под силу уч-ся, соответствовать их возрастным умственным возможностям и степени предшествующей подготовки. Если бы принцип доступности в таком виде реализовать в спорте, то ни один спортсмен не достиг бы тех рекордов, к-рые мы имеем сегодня. Чтобы превзойти актуальный (достигнутый) уровень своего развития, продвинуться в развитии и дальше, уч-ся должен мобилизоваться, напрячь свои силы и способности, чтобы овладеть хотя бы минимумом знаний на пределе своих возможностей. Только при таком условии можно обеспечить развивающий эффект. 3. Традиционная дидактика считала, что формирование понятий у уч-ся происходит только путем восхождения от частного к общему, от эмпирически конкретного к абстрактному. Однако передовая педагогическая практика, опирающаяся на концепцию В.В. Давыдова, показала, что возможен и другой, более эффективный путь формирования понятий — восхождение от абстрактного к конкретному, что обеспечивает у уч-ся формирование теоретического мышления.

Рубрики

Партнеры: