Педагогика

ОТНОШЕНИЕ (в психологии)

фиксированное по к.-л. признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Термин «О.» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мясищева. Категории О. присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др. Во всех случаях перед нами базисная психологическая категория, имеющая свой статус. Попытки стянуть к ней богатство др. категорий (в частности, напр., свести личность к «ансамблю отношений») столь же бесперспективны, как универсализация категории образа в гештальттеории или категории действия в бихевиоризме. В категории О. доминирует значимая для субъекта направленность на объект, в качестве к-рого могут выступать не только материальные вещи, но также и феномены культуры, духовные ценности, др. люди, сам субъект. О., однако, не следует отождествлять с мотивом, эмоцией, потребностью и др. проявлениями индивидуально-личностного плана психической жизни. Так, отношение индивида к к.-л. политическому событию (напр., выборам) принято фиксировать в различных видах рейтингов. Однако разве не очевидно, что показатели рейтинга еще не позволяют судить о мотивах реального поведения или эмоциональном состоянии того лица, О. к-ропо к событию в данном рейтинге запечатлено. Аналогично обстоит дело с отношением индивида к природе, столь значимое в нынешней экономической ситуации, к государству, религии, собственной персоне и др. Здесь перед нами именно О., выступающие в особой психической форме, отличной от мотива, действия, переживания и др. психических детерминант.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте