ОЦЕНКИ ПАРЦИАЛЬНЫЕ

Отдельные оценочные обращения и оценочные воздействия учителя по ходу опроса влияют на процесс работы уч-ся, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивая интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязания, насыщение и т.д.). О.п. не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, она относится не к системе знаний и даже не к предмету в целом, а к известному частичному знанию или навыку. Различные оценочные действия группируются в три большие группы: 1) отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка; 2) отрицательные оценки, выражаемые замечанием, отрицанием, порицанием с включением сюда сарказма, упрека, угрозы, нотации; 3) положительные оценки, выражаемые согласием, одобрением, ободрением. Слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика и стимулирующие его движение в том же направлении, можно назвать согласием; слова и фразы, указывающие на неправильность ответа и стимулирующие перестройку хода решения, – отрицанием. Не только согласие, но и отрицание играют положительную роль, ведя к перестройке мышления и знаний соответственно логике предмета. Аналогичную роль в отношении констатации и определения правильного решения задачи и верности изложения учеником учебного материала играет согласие. Его функция – ориентировать уч-ся в правильности его собственного поступка, закрепить успех на этом пути, стимулировать его движение в том же направлении. Отсутствие оценки или неопределенная для уч-ся оценка вызывает в нем тягостные эмоциональные переживания. В числе частых воздействий, посредством к-рых учитель регулирует состояние класса и отдельных школьников, находится замечание. Замечания становятся отрицательным воздействием лишь тогда, когда ряд замечаний систематически падает на одного ученика. Само по себе отдельное замечание не столько имеет оценочное и стимулирующее значение, сколько играет роль регулятора поведения на уроке.

Читайте далее:

Оставьте комментарий