Педагогика

ОБЪЯСНЕНИЕ (в науке)

функция научного познания, заключающаяся в раскрытии явлений. Поскольку же сущность выражает степень освоения наукой действительности, то глубина и полнота О. свидетельствуют об уровне достигнутого ею прогресса. На начальной стадии развития, когда наука накапливает, обобщает и систематизирует необходимую фактическую информацию, О. в ней осуществляется с помощью эмпирических законов. Такие О. раскрывают необходимые связи между наблюдаемыми свойствами явлений, но не отвечают на вопрос, почему эти связи возникают и существуют. Дальнейший прогресс науки, связанный с открытием теоретических законов и основанных на них теорий, приводит к раскрытию значительно более глубокой сущности явлений, их внутреннего механизма и возникновению понятий о ненаблюдаемых, абстрактных объектах, таких как молекулы, атомы, абстрактный труд, стоимость и т.п. На этой основе становится возможным О. наблюдаемых свойств и эмпирических законов, напр., О. свойств теплового движения посредством понятий о молекулах и законах их движения. Прогресс науки приводит к возникновению различных типов О. Поэтому наряду с каузальными, или причинными, О. появляются также финалистские, или целевые, О. Вслед за строго детерминистическими О. возникают вероятностно-стати — стические. Во всех случаях О. всегда связано с открытием общего и существенного в явлениях, причем эта существенность возрастает с прогрессом науки.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте