Педагогика

ОБУЧЕНИЕ

целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности уч-ся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно — эстетических взглядов и убеждений. В современном понимании для процесса О. характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность педагогов и уч-ся; 3) руководство со стороны педагога; 4) специальная плайомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития уч-ся; 7) управление развитием и воспитанием уч-ся (И.П. Подласый, 1999). В качестве важнейших задач О. выступают следующие:

—  стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;

—  организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

—  развитие познавательных творческих способностей и дарований;

—  выработка научного мировоззрения и нравствен — но-эстетической культуры;

—  формирование учебных умений и навыков, включая умения учиться и применять знания на практике.

При первом, самом широком рассмотрении процесс О. состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность уч-ся или коллектива уч-ся). О. невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания педагог, если при этом нет активной деятельности самих уч-ся по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил положительную мотивацию и рациональную организацию такой деятельности, то процесс О. фактически не протекает — дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе О. происходит не просто воздействие педагога на уч-ся, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний уч-ся, возникновение самостоятельных усилий обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности и развитости. Составными компонентами процесса О. являются: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы О.), контрольно-регулировочный, оценочно-результа — тивный. Эти компоненты процесса О. отражают развитие взаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия целей до их реализации в конкретных результатах. Причем надо иметь в виду, что компоненты процесса О. характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых, напр. цикл решения определенной учебной задачи или формирования какого-то понятия. Циклы решения более частных задач сливаются в более широком цикле решения задач данного учебного предмета, системы учебных предметов и всего учебного плана. Условия не следует включать в состав процесса учебной деятельности, хотя процесс без них или совсем невозможен, или может происходить в несовершенном виде. То же самое нужно сказать и о преподавателе и обучаемых, ведь процесс О. есть развивающийся процесс их деятельности, и поэтому они являются материальными носителями этого процесса, а не отдельными элементами деятельности, как это указывается в нек- рых пособиях по дидактике. Преподаватели, обучаемые и условия, в к-рых они дидактически взаимодействуют, входят в состав системы (школа, класс).

Указанные последовательность и содержание компонентов учебного процесса являются наиболее типичными для многих случаев его функционирования. В зависимости от специфики задач обучения, возможностей уч — ся, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать в данном цикле. Напр., не всегда необходимо применять особые меры стимулирования учения, если известно, что у уч-ся имеется положительное отношение к изучению данной темы. Точно так же не всегда необходим контроль со стороны педагога. Иногда достаточно и самоконтроля уч-ся. Не всегда необходимы коррективы в избранные методы и регулирование процесса, если сразу удается обеспечить полное решение поставленной задачи. Т.о., необходимо творчески подходить к проектированию и осуществлению структурных компонентов процесса О., не допускать шаблонного, стандартного, независимого от конкретной ситуации их применения.

Рубрики

Партнеры: