Педагогика

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность к-рого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются в условиях опыта. О.э. начал широко применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг. XX в. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап, т.н. констатирующий эксперимент, к-рый дает возможность установить наличное состояние знаний, умений и навыков. В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором. О.э. обычно осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, к-рый уч-ся еще не изучался. О.э. обычно является опытом, «забегающим вперед» по сравнению со школьной программой. Основной опыт имеет разные фазы: в первой испытуемому предлагается самостоятельно усвоить новое знание (напр., найти и сформулировать закономерность, составляющую условие задачи, и т.п.). На последующих фазах (если испытуемому не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается необходимая, заранее строго дозированная (но различная для разных испытуемых) помощь. Т.о., О.э. дает возможность выявить как «актуальный уровень» развития, так и «зону ближайшего развития» (по терминологии JI.C. Выготского). О.э. может строиться как на учебном, так и на неучебном искусственном материале. В этом случае выбираются заведомо трудные задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи испытуемому со стороны экспериментатора. В таком виде О.э. широко применяется в патопсихологии.

О.э. используется в психологии не только для исследования, но и для диагностики умственного развития, в частности такого свойства личности, как обучаемость (см. Обучаемость).

Рубрики

Партнеры: