Уровни развития игры на примерах

Протокол № 1. Игра в семью. К детям подходит экспериментатор, Лева (3 года 5 мес): «Вы к нам в гости пришли? А вот у меня две детки, Мы будем их кормить». Экспериментатор: «А ты кто?» Лева: «Папа». Экспериментатор: «Можно, Зоя будет мама?» Лева (радостно): «Можно, можно». Зоя (3 года 6 мес) охотно входит в игру. Экспериментатор: «Ой, как я голодна». Зоя: «Я тебя сейчас накормлю». Экспериментатор: «Чем?» Зоя: «Супом». Лева: «И котлетами». Зоя: «Да, и котлетами. А потом пирожное». Экспериментатор: «Я уже пирожное хочу». Лева: «Сей» час дам». Зоя: «Нет, ядам». Экспериментатор: «Ой, как есть хочу». Зоя! «На тебе пирог и пирожное». (Подает кубики.) Экспериментатор (делает вид, что ест, потом просит): «Атеперь котлетку». Зоя приносит кубики, кладет Леве и его куклам. Все как будто едят. Экспериментатор: «А какой у вас суп?» Зоя: «Вкусный». (Приносит суп, делает движение наливания.) Лева кормит своих деток супом. Экспериментатор: «Я уже пирожных наелась». Зоя убирает.

Протокол № 5. Игра в детский сад. Экспериментатор предлагает Вале (з года 8 мес) и Тамаре (4 года) играть в «детский сад». Тамара: «Я Марья Сергеевна буду». Валя: «Ая будудеток кормить. (Берет НА руки двух кукол и одну дает экспериментатору.) Я и вам дала». Экспериментатор: «Мне еще одну детку нужно». Валя приносит мишку. Тамара: «Садитесь за стол, я кушать даю». Экспериментатор: «Ой, как есть хочется». Тамара: «Сейчас принесу». Экспериментатор: «А что вы нам дадите?» Тамара: «Щи и макароны». Экспериментатор (Вале. Тамара отошла в угол комнаты): «А мой мальчик хочет сначала макароны кушать». Валя: «Сейчас я емудам. (Приносит цветные кольца.) На, кушай баранку. А вот макароны. (Дает тарелочку с кружками от пирамиды.) Вкусненькие? Да?» Экспериментатор: «Да». Тамара приносит суп. Ставит всем тарелки – кружки – и говорит: «Кушайте». Экспериментатор: «А мой мальчик уже макароны кушает». Тамара (сердито): «Кто емудал? Вот суп, потом я макароны принесу». (Отнимает тарелку.) Экспериментатор: «Почему ты забрала?» Тамара: «Так не кушают. (Отошла. Принесла макароны – по два кирпичика на кружочках – тарелках.) А теперь я мороженое сделаю». Экспериментатор: «Я уже хочу мороженого». Валя (подвигает тарелку): «Вот мороженое». Тамара: «Никакое это не мороженое, это макароны. Скушай, тогдадам». Экспериментатор делает вид, что ест. Тамара: «Пойдупринесу. (Отходит от стола и приносит кольца и кубики.) Вот бараночки, а вот пирог и конфеты».

Протокол № 12. Игра в доктора. Катя К. (6 лет) – доктор, она занимает место за столом, приготавливает кусочки ваты, 2 карандаша в стаканчике – термометры и цилиндр – шприц. Катя: «Можно заходить» Дети подходят и садятся. Галя: «Уменя очень голова болит и горло». Катя: «Покажите горло. Сделайте: «Э-э-э-э». (Смотрит горло.) Скарлатина. Увас скарлатина. Сейчас вас «скорая помощь» отвезет в больницу». Катя делает вид, что говорит по телефону: «Да, заболела девочка. Да, пришлите "скорую помощь"». Экспериментатор: «А может быть, можно ее и здесь подержать, в спальне положить. Она несколько дней полежит, и все». Катя (иронически): «Несколько дней – это долго. Надо лежать в больнице. Когда скарлатина – нужно в больницу. (Показывает на угол комнаты.) Пусть там будет больница». (Ведет туда Галю, ставит ряд стульев и кладет ее. Вернувшись, садится на место.) Вова: «Доктор, а руки и не вымыл!» Катя: «Ой, забыла». Как бы моет руки.Вова: «Вы мне сегодня велели прийти, что, будете прививки делать?» Катя: «Да,да, сейчас всем буду».(Садится к столу, берет ватку, смачивает ее и велит поднять рукав.) Вова: «Вы куда будете делать?» Катя: «Сюда».(Показывает место у кисти.) Вова: «Пожалуйста», Катя вытирает руку ваткой, наставляет цилиндр и, двигая по нему, говорит: «Видите, хорошо вышло. Не больно?» Вова (улыбается, морщится): «Больно, больно». Подходит Ким. Катя: «Расстегните и поднимите рукав». (Берет ватку) Экспериментатор: «Хочешь, я настоящего спирта принесу, чтобы руку вытирать. У меня есть бутылочка». Катя (оживленно): «Да, да». Экспериментатор: «Ты пока ему привей, а я принесу, тогда протрешь». Катя качает головой, берет конус и приставляет к руке. Экспериментатор достает из портфеля бутылочку. Катя смачивает ватку и хочет вытереть Киму руку. Вова протестует: «Так не делают. Всю прививку разотрешь. Так сделается заражение. Уж пусть так». Катя (серьезно): «Я и забыла. Ну идите. Все». Подходит Митя: «У меня опять ухо болит». Катя завязывает ему ухо.

Протокол № 18. Игра в доктора. Ваня (6 лет 6 мес) – доктор, он надевает халат и спокойно садится у столика: «Кто пришел к доктору, не шумите. Я так не смогу выслушивать». На стульчиках в ожидании сидят Ида, Валя, Вова. Вова: «Доктор, мне от дифтерита прививку нужно». Ваня: «Приготовьте руку, засучите рукавчик. (Берет кусок ваты, обмакивает в чашку с водой.) Сперва протереть, потом прививку». (Вытирает руку Вове) Вова ежится и морщится: «Ой, больно». Ваня: «Это не больно. (Берет конус, слегка приставляет к руке и нажимает.) Вот готово, все вошло. Теперь сухой ваткой вытереть, чтобы не потекло». Вова: «Уменя не потекло». Ваня: «Тогда не нужно». Подходит Валя: «Доктор, у меня голова болит и горло. Я, наверное, гриппом заболела». Ваня: «Поставьте градусник». (Дает карандаш.) Валя ставит его под мышку. Подходит Митя: «Вы меня звали?» Ваня (с улыбкой): «Да, у вас прививок не хватает, чтоб на дачу ехать. Поднимите рукав». Митя: «Уменя все прививки есть». Ваня (серьезно): «Не все». Митя поднялрукав. Ваня берет ватку, чтоб протереть. Экспериментатор: «Пока привей, а я тебе спирту для протирания принесу, ты и протрешь потом». Ваня: «Вам придется подождать, сейчас принесут спирт». Экспериментатор: «Ему нужно скоро уходить, вы пока привейте, а потом уже протрете». Ваня (улыбаясь): «Яуж тогда ему этим натру, а потом Васе с правдашним спиртом».(Протирает Мите руку водой и прививает. Васе, которому делает прививку позже, протирает уже спиртом.) После игры экспериментатор спрашивает у Вани: «Почему ты не хотел так – сперва привить, потом спиртом протереть?» Ваня (тихо, со смущенным видом): «Так не делают. Так нельзя».

Приведенные протоколы иллюстрируют четыре основных уровня развития ролевой игры и показывают, что один и тот же сюжет может отражаться по-разному в зависимости от центрального содержания игры, логики действий и характера осуществления роли.

Читайте далее:

Оставьте комментарий