Педагогика

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

высокая степень отставания школьников в учении, при к-рой ученик за отведенное время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами, на удовлетворительном уровне. Однозначного понимания проблемы Н. в научной литературе не существует. Мы рассмотрим ряд типологий Н. у неуспевающих школьников, к — рые можно квалифицировать как психолого-педагоги — чеЬкие.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины Н. Так поступает в частности Л.С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те уч-ся, у к-рых отсутствуют действенные мотивы учения, другую — дети со слабыми способностями к учению, третью — с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и неумеющие трудиться. Тот же метод используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и нек-рые др. авторы. Знаний о внутреннем строении Н. такого рода типологии не дают.

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда уч-ся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П.П. Блонского, к-рый, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие: 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Др. выделенный тип назван патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.

Психологическую типологию Н. дает Н.И. Мурач — ковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников 5-8-х классов. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», к-рая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут разные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания и памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно работать. Здесь также можно почерпнуть материал для характеристики Н., и он во многом совпадает с тем, что мы находим у П.П. Блонского.

В психолого-педагогической литературе рядополо — женно характеризуются такие причины Н., как перегрузка уч-ся домашними заданиями и их неумение работать самостоятельно, слабая эффективность уроков и неудовлетворительная постановка учета и контроля знаний. Причинами Н. называют и нек-рые постоянно действующие обстоятельства (бытовые условия, отрицательное влияние родителей), и отдельные поступки, акты поведения уч-ся, к-рые могут вызываться этими обстоятельствами (напр., пропуски уроков, невыполнение домашних заданий), и др.

Рубрики

Партнеры: