Педагогика

НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

информация (знания, умения и навыки), к-рой располагает субъект, но к-рую он не может намеренно и произвольно передать другому, напр., отвечая на вопрос, поставленный этим другим. В сфере Н.п. различаются две группы явлений. Во-первых, это подсознание — то, что ранее осознавалось или может быть осознано: автоматизированные навыки, интериоризованные социальные нормы («голос совести»), мотивационные конфликты, вытесненные из сферы сознания механизмы психологической защиты. Во-вторых, это то, что не осознается ни при каких условиях: первоначальные этапы творчества — возникновение гипотез, догадок, замыслов художественных произведений, т.е. появление принципиально новой информации, чье соответствие объективной действительности подлежит последующей проверке логикой и практикой в широком смысле этого слова. Последняя разновидность Н.п. получила наименование «сверхсознания» (К.С. Станиславский) или «надсознания» (М.Г. Ярошев — ский). К подсознанию непосредственно адресуется имитационное поведение, частным случаем к-рого являются внушение и гипноз. Сверхсознанию принадлежит важная роль в восприятии произведений искусства, чье содержание лишь частично переводимо с языка образов на язык дискурсивного мышления. Н.п. успешно изучается в эксперименте путем регистрации физиологических реакций на неосознаваемые (субсенсорные) стимулы, а также в связи с исследованием функциональной асимметрии мозга.

Рубрики

Партнеры: