Педагогика

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для к-рых служат отношения между вещами, открывающимися в восприятии. По Л.С. Выготскому, «мышление в комплексах» — стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами и истинными понятиями. Он выделил пять форм комплексов. Наиболее типичные обобщения состоят из отдельных, связанных в единую цепь элементов, к-рые не имеют единого структурного центра; такой ассоциативный комплекс есть объединение разнородных предметов на основе их связи с образцом по любому признаку (1). Комплекс-коллекция — это группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по к.-л. одному, обычно практическому признаку (2). Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к другому (3). Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка (4). В псевдопонятиях обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается с ними (5).

Рубрики

Партнеры: