Педагогика

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, к-рые содержат как общие для всех людей, независимо от пола, нравственные качества, формы поведения, так и специфические, связанные с особенностями пола и взаимоотношений мужчин и женщин в обществе, и прежде всего в семье. В представлениях о М. (маскулинности) выделяют традиционную и «современную» модели. Содержанию первой модели соответствует понимание М., включающее в себя те особенности личности, черты характера, к-рые связаны с активной деятельностью, достижением высокого социального и профессионального статуса: энергичность, деловитость, властность, уверенность, потребность в достижении, стремление к соперничеству, а также смелость, ловкость, воля, сила (как физическая, так и моральная), эмоциональная сдержанность, рациональность мышления.

Вторая модель М. отвечает изменившемуся характеру брачно-семейных отношений, новому, т.н. «эгалитарному» типу семьи. В такой семье функции мужчины как мужа, отца предполагают равенство прав и обязанностей. Так, оба родителя в равной мере должны заниматься воспитанием детей. Сфера власти и лидерства теперь не является принадлежностью только мужской роли; проявление эмоциональной поддержки, теплоты, внимания ожидается от жены и от мужа вне зависимости от служебной занятости. Поэтому особенности современного типа семьи предъявляют высокие требования к личностному развитию мужчин, к их нравственной воспитанности, культуре чувств, коммуникативным умениям и навыкам. Но распространение такого типа семьи сглаживает различия в тех требованиях и ожиданиях, к-рые считаются «типично мужскими» или «типично женскими». Поэтому такие качества, как внимательность, заботливость, воспитанность и т.п., считаются достаточно ценными — во всяком случае, по мнению женщин, — и для мужчин. Но реальные модели М. обнаруживают разнообразные сочетания. Отсутствие или уменьшение в представлениях маскулинности и фемининности полярных, взаимоисключающих друг друга качеств личности, особенностей характера мужчин и женщин, привело к возникновению специфической проблемы, к-рая появилась на рубеже XIX-XX вв.: женственные мужчины и мужественные женщины.

Родителям и педагогам при воспитании мальчиков необходимо обращать их внимание на то, что прежние представления о М. не устарели, они просто видоизменились в современных условиях, и такие качества, как решительность, выдержка и настойчивость, ответственность и трудолюбие, — все это сохраняет свою актуальность и в настоящее время с т.зр. и мужчин и женщин.

Сравнительно редко при характеристике мужчин мальчики употребляют такое качество, как «ответственность». Между тем ответственность — это не только знание своих обязанностей по отношению к обществу, коллективу, близким людям, но и готовность осуществлять эти обязанности в повседневной жизни. Это показатель нравственной воспитанности. Мужчина должен быть, по мнению мальчиков, защитником и опорой слабых, женщин, детей, но когда речь заходит о содержании роли мужчины как мужа, отца, то эти качества часто забываются, а функции ограничиваются более или менее добросовестным исполнением поручений по хозяйству. В результате мальчики не выделяют специфический круг обязанностей мужчины в семье и его особую, отличную от женщины, роль. Хорошие отцы, мужья, как и хорошие жены и матери, не рождаются сами собой, они — результат большой и очень нелегкой работы и родителей, и школы, и общества целиком.

Рубрики

Партнеры: