Педагогика

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

период жизни ребенка от рождения до одного года. М.в. подразделяется натри этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни.

Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми. В современной мировой науке накоплен богатый материал о развитии детей в самые первые дни и месяцы их жизни. Выявлены большие потенциальные возможности новорожденных, способность буквально с первых дней различать внешние воздействия и приспосабливаться к ним, т.е. начатки обучения. Так, напр., А.И. Бронштейн и Е.П. Петрова установили, что ребенок вскоре после рождения способен воспринимать тембр, громкость и высоту звуков, различает звучание рожка, колокольчика и гудка. Исследователь А. Лодж, регистрируя электрические потенциалы, возникающие в сетчатке глаза и мозге при вспышках оранжевого и белого цветов, установил, что дети в возрасте от 13 до 28 ч различно реагируют на разные цвета. Л. Липситт на основе пищевых реакций (поворота головы, открывания рта, сосательных движений) у младенцев 4-дневного возраста не только вырабатывал положительные условные рефлексы, но и их дифференцировку. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование у него условных рефлексов на время кормления, выражающееся в самостоятельном пробуждении и повышении двигательной активности. К концу второй недели появляется условный рефлекс на положение ребенка для кормления. Важным для ребенка является развитие его зрительного и слухового анализаторов. Согласно исследованию A.M. Фонарева, после 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Способность фиксировать взгляд на предмете, сосредоточиваться на нем появляется к концу первого — началу второго месяца жизни. Фиксация взора на предмете длится 1 — 2 мин. Одновременно формируется и конвергенция — способность сводить на предмете оси обоих глаз. Самую большую радость родителям приносит улыбка ребенка. Ее возникновение — важное новообразование первого месяца жизни, оно знаменует конец периода новорож — денности и переход к собственно младенчеству.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, к-рое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми/Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — во второе полугодие.

Во втором полугодии ведущей становится предмет — но-манипулятивная деятельность, общение со взрослыми преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, к-рая «обслуживает» предметно — манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно — делового общения ребенок учится овладевать культур- но-обусловленными действиями с предметами, появление к-рых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения — во втором полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. При нормальном физическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу и руку при одевании и т.п.).

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в к-ром впервые проявляется личность ребенка.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

пятнадцать + пять =

Рубрики

Партнеры: