Педагогика

МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В отличие от творчества ученых, творчество уч-ся в их познавательной деятельности характеризуется следующими особенностями: а) оно находится под контролем учителя и по ходу развертывания может им корректироваться и регулироваться заданными ориентирами и соответствующими подсказками; б) все творческие акты уч-ся предварительно проигрываются учителем в его сознании и воображении, тщательно им подготавливаются, т.е. результаты творческой деятельности не обладают объективной новизной и большой общественной значимостью. Следовательно, учитель может не только осуществлять систематическое и целеустремленное руководство познавательной деятельностью уч-ся, но и специально готовить их к творческому способу усвоения научной информации. В системе такой подготовки большое место принадлежит обучению уч — ся методам той или иной науки. В процессе творческого освоения теоретического материала перед уч-ся возникают две последовательные задачи. Первая — распознать явление (объект), его признаки, стороны, составные элементы, связи и отношения, алгоритмы преобразования; вторая — описать его, объяснить причину или способ существования, сформулировать правило (там, где это необходимо) на предмет преобразования. Решение каждой из двух задач требует использования соответствующего набора общих и специфических методов познания. При решении первой задачи используются следующие методы (как общие, так и специфические):

1)  распознавание существенных, достаточных и необходимых признаков и свойств явлений, лежащих на поверхности и не требующих доказательств, с помощью наблюдения, пробных преобразований, разложения на составные части (анализа) и их объединения (синтеза), сравнения (сличения и различения), аналогии, противопоставления, отвлечения;

2)  распознавание закономерных связей и отношений с помощью наблюдения, пробных преобразований, схем, ключевых идей и принципов, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному, построения «идеальных» объектов и «примерки» их к эмпирическим;

3) распознавание правил и алгоритмов преобразования явления с помощью наблюдения, пробных преобразований и нахождения ключа алгоритма.

Как видим, данная группа методов имеет три области использования: область распознавания признаков, область распознавания связей и отношений, область распознавания правил и алгоритмов. При решении второй задачи — конструирование, изложение и развертывание знаний — используются: 1) методы описания распознанных признаков явлений с помощью определений (свернутых описаний) и повествования (развернутых описаний); 2) методы объяснения распознанных связей и отношений с помощью формулирования утверждений, тезисов, законов, принципов, теорем, формул, раскрывающих связи и отношения, и с помощью обоснования и доказательства закономерного характера связей и отношений; 3) методы выведения предписаний с помощью формулирования правил, алгоритмов, рекомендаций и применения их на практике с помощью самых различных способов, в т.ч. по образцу, аналогии и т.п.

Т.о., общие и специфические методы, используемые на этапе формулирования теоретических знаний, имеют также свои области применения: описания, объяснения, выведение предписаний и применение их на практике.

Рубрики

Партнеры: