Педагогика

МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ

получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состоянием в момент их протекания или вслед за ними. Субъект самонаблюдения, выступающий в то же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; данные его наблюдения не могут поэтому не быть субъективными. Поскольку существенный признак научного метода состоит в том, что он должен давать объективное знание, приходится признать, что М.с. таким признаком не обладает. Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для научной разработки проблем и их анализа — при использовании их в эксперименте нередко приходится вносить изменения в программу и выводы исследования. Квалификационное самонаблюдение требует хорошей психологической подготовки; вполне объяснимы трудности, к-рые встречаются при вербализации его. В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве дополнительных фактов, требующих научного истолкования, и при учете данных, полученных объективными методами исследования.

Рубрики

Партнеры: