Педагогика

МЕНТАЛИТЕТ

квинтэссенция культуры, в к-рой воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, группы или социума. Категория «М.» чаще всего трактуется как сугубо психологическая (или социально-психологическая). Так, в относительно ранних англоязычных словарях и публикациях 20-30-летней давности М. определяется как «качество ума, характеризующее индивида или класс индивидов», «способность или сила разума», «установки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер размышлений», «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических». В более поздних публикациях содержание понятия «М.» существенно расширяется. Так, в «Словаре иностранных слов» (М., 1993) М. трактуется как «склад ума; мироощущение; мировосприятие; психология».

На основе анализа определений, содержащихся в работах как российских, так и зарубежных ученых, И.Г. Дубов приводит следующие дефиниции этого понятия:

—  «М. — некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, к-рая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику реагирования их на него»;

—  «в философской и культурологической литературе М. понимают как совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы»;

—  «М., будучи явлением умственного порядка, вовсе не идентичен общественному сознанию, а характеризует лишь специфику этого сознания относительно общественного сознания др. групп людей, причем, как правило, речь идет о таких больших группах, как этнос, нация или, по крайней мере, социальный слой»;

—  «в самом общем виде М. может быть, вероятно, определен как некая характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте»;

—  «содержание М., как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, теми знаниями, к-рыми владеет изучаемая общность. Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, к-рые являются базой М., задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность».

Синтезируя наиболее существенные признаки М., И.Г. Дубов приводит следующую психологическую характеристику данного понятия: «М. как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности и интересы и др. социальные установки, отличающие указанную общность от других».

Аналогичные определения с теми или иными терминологическими нюансами приводятся во многих психологических публикациях. Это позволяет существенно расширить перечень ключевых слов и категорий, относящихся к психологической характеристике М. Но, как справедливо замечает Б.С. Гершунский, при всей своей несомненной важности психологическая интерпретация не может считаться достаточной для целостной характеристики исключительно емкого и многоаспектного понятия «М.». По его мнению, чрезвычайно важно исследовать истоки этого понятия, обратившись к исторической, культурологической, философской и социально — политологической проблематике.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте