Педагогика

ЛЖИВОСТЬ

отрицательное качество личности, выражающееся в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях ради достижения желаемой цели либо избежания нежелаемых последствий. Следует отметить, что в большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом следует различать Л. и фантазирование.

Ребенок часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось видеть; он фантазирует, играя или отождествляя себя с персонажами сказок. Это т.н. мнимая Л., к-рая довольно часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом проходит. Однако чрезмерное пристрастие ребенка к мысленному (а затем и словесному) проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о к.-л. неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребенок всегда находится в выигрышном положении, участвуя в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в к-ром его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребенок в ответ на недооценку его окружающими людьми стремится преувеличить свои достоинства. Ложь часто возникает тогда, когда ребенку предъявляются непосильные для него требования или налагается слишком много запретов. Мотивами Л. в этих случаях являются чувство стыда, когда ребенок стремится скрыть свой неблаговидный поступок или неспособность выполнить к.-л. требование; страх перед наказанием (наряду с Л. в этом случае формируется лицемерие, приспособленчество, озлобленность); стремление к самоутверждению — в этом случае ложь может быть следствием желания привлечь к себе внимание, вызвать удивление окружающих или утвердиться в желаемой позиции. Опасность во всех случаях заключается в том, что, однажды успешно солгав, ребенок приучается извлекать из лжи выгоду, и т.о. Л. становится привычной формой поведения.

Борьбу с детской Л. не следует вести путем строгих разоблачений и наказаний. Это может привести к тому, что ребенок попытается научиться лгать более изощренно. Прежде всего следует устранить из жизни ребенка те негативные явления, к-рые побуждают его искажать и приукрашивать действительность. Следует также доступно объяснить ему, что ложь сама по себе есть дурной поступок, к-рого надо избегать. Особую важность имеет личный пример честного поведения со стороны родителей и педагогов.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте