Педагогика

ЛИДЕР

член группы, за к-рым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации Л.: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.). Л. и руководитель не обязательно соединяются в одном лице. В отличие от руководителя, к-рого иногда избирают, а чаще назначают, и к-рый, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения или наказания, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если официальный руководитель группы и ее Л. — не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же могут приобретать конфликтный характер, что определяется уровнем группового развития.

Рубрики

Партнеры: