Педагогика

АВТОРИТЕТ

добровольно принимаемое индивидом влияние к.-л. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей А. направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.

Значение А. в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя. В дошкольном детстве главными воспитателями ребенка являются родители. Основная задача воспитания на этом возрастном этапЕ

усвоение ребенком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребенка в качестве А. и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, к-рыми должен овладеть дошкольник, с другоЙ

призваны контролировать процесс овладения такими ценностями. На данном этапе личностного развития ребенка «… самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска-зать* простым детским глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч. Т 4. С. 66).

Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны младшего члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего А. Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата. Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их А. в глазах ребенка в подростковом, а порой уже в младшем школьном возрасте. Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребенок в меру своих сил стал настоящим партнером взрослых в решении жизненных проблем. Родительский А. в значительной мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером. Уважение к ребенку, доброжелательность, справедливость выступают как наиболее важное условие укрепления родительского А. Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитательного влияния взрослых членов семьи на ребенка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании А.взрослого.

Поступление ребенка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах А. и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю. Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность учебно-воспитательного коллектива. В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей профессиональной подготовленности и личностных свойств, наделен в глазах уч-ся устойчивым А. Однако желаемое послушание уч-ся может быть лишь показным. В этом случае уч-ся, поведение к-рого внешне отвечает предъявляемым к нему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий. Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутренняя готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внешнего благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность.

Результатом упрочения А. личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности уч-ся, ответственности за последствия их неведения. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творческой деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти, А. личности, т. е. власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.

Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преимущественно на превосходство своей роли. Авторитарные методы т.н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учебе, к безволию и бездумному повиновению. А. власти, не подкрепленный А. личности, оказывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитетА

«А. подавления», «А. расстояния», «А. педантизма» и т.н. подлинный А. личности педагога. А. звания «учитель» является одной из важнейших предпосылок становления А. личности педагога. И вместе с тем А. личности конкретного педагога может оказаться той основой, на к-рой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее А. роли учителя.

Основания А. педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности младших школьников, подростков, юношей. Для уч-ся младшего школьного возраста А. учителя, как правило, основан на авторитете его роли. В большинстве случаев, особенно в 1-м классе, за учителем признается право на принятие ответственных решений в значимой ситуации как для данного ученика лично, так и для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности. Это явление может быть расценено как иррадиация А. роли, т. е. перенос А. в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.

Для подростков А. роли оказывается недостаточно. Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях учебной деятельности, за учителем, как правило, признается право принимать ответственные решения.

В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в младшем школьном возрасте. Это явление может быть расценено как спецификация А. роли педагога. Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного А. его личности.

В старшем школьном возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности. Отношение к учителю у старших школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высококомпетентный в своем предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится й умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость. И у старшеклассников, и у студенческой молодежи А. пользуются высококвалифицированные педагоги^ к-рые в отношениях с уч-ся смогли стать старшими товарищами юношам и девушкам.

От того, насколько в глазах уч-ся авторитетны конкретные педагоги и весь педагогический коллектив, зависит успех создания воспитывающей атмосферы учебного заведения, к-рая в свою очередь способствует формированию и укреплению А. педагогов.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики