Педагогика

ЛЕНЬ

психическое явление: отсутствие желания делать ч.-л., требующее волевого усилия, и главное — переживание удовольствия от безделья. Следует отличать от апатии и сознательного отказа от работы в силу неправильного отношения к труду (К.К. Платонов). Л. — это одно из следствий неправильного воспитания. Каждый здоровый ребенок в раннем детстве чрезвычайно активен и деятелен, неустанно повторяет «Я сам», сердится, когда ему не позволяют ч.-л. сделать самостоятельно. Как правило, Л. развивается в результате частых и неразумных ограничений самостоятельности ребенка. В нек-рых семьях детей 5 и более лет одевают, кормят с ложечки, умывают и т.д. Ребенок пошел в школу, но его и тут без конца опекают: решают за него задачи, помогают выполнять задания по родному и иностранному языку и т.д. Стремление нек-рых родителей оградить ребенка от участия в выполнении хозяйственно — бытовых дел (часто под предлогом того, что польза от его работы невелика) приводит к тому, что у него не формируется положительного отношения к труду, а наоборот — развиваются потребительские тенденции. Л. может развиться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности. Убедившись в том, что с работой ему все равно не справиться, ребенок стремится избежать ее или делать кое-как. То же самое бывает и тогда, когда дело ребенку по силам, но цель не ясна. Детей как можно раньше необходимо приучать к труду (тем более, что маленький ребенок с энтузиазмом копирует действия взрослых, стремится помочь; это стремление достойно поощрения). Сначала это облеченное в форму игры выполнение отдельных поручений и несложных заданий по самообслуживанию. В дальнейшем игра переходит в привычку трудиться. Чем старше дети, тем разнообразнее и сложнее дела, к-рые им доверяют взрослые. Важно воспитывать у детей интерес к результатам своего труда, чувство радости от завершения начатого дела, поощрять ребенка, замечать его старание. Воспитательное воздействие оказывает стиль жизни семьи, в к-ром не должно быть места праздности и пренебрежению своими обязанностями. Справедливое распределение семейных дел предусматривает активное подключение к ним ребенка. Если Л. уже развилась, бороться с ней наименее эффективно методом принуждения. Самое лучшее — включить ребенка в трудовой коллектив сверстников, атмосфера к-рого увлекает, вызывает активность. Полезно бывает поставить ребенка в такое положение, когда он сам ощутит результаты своей бездеятельности. Росту активности ребенка способствует также включение в любую деятельность элемента соревнования.

Рубрики

Партнеры: