Педагогика

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Существуют два типа К.ф.: внутрисистемная и межсистемная. Первая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, вторая — путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К.ф. Так, понимание сложных логико-грамматичес — ких конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательно — го и зрительного анализаторов.

К.ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникающих дефектов развития. Так, К.ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит гл.обр. путем сильного развития осязания (т.е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения. Компенсаторные процессы у человека, вследствие участия в них большого числа разнообразных структурных элементов, зависят от многих условий. К их числу относятся: состав и структура нарушенных функций, индивидуальные особенности в.н.д., возраст, в котором возникло повреждение тех или иных органов и систем, уровень физического и психического развития, степень тяжести нарушения, давность утраты или повреждения функций, реакция личности на дефект и социальные условия (образование, содержание и условия деятельности, социальные отношения, сохранение определенного положения в трудовом коллективе, прочность социальных позиций и т.п.).

К.ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.).

Рубрики

Партнеры: