Педагогика

КЛАССИФИКАЦИЯ

распределение предметов к.- л. рода на взаимосвязанные классы согласно существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов др. родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы. Правильно составленная К., отобразив закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между изучаемыми объектами и помогает исследователю ориентироваться в самых сложных ситуациях, служит основой для обобщающих выводов и прогнозов. Значение правильных К. огромно. Так, менделеевская классификационная таблица химических элементов стала могучим орудием развития не только химической науки, но и всего естествознания. Она сыграла огромную роль в связи с разрешением вопроса о строении атома. Основываясь на показаниях своей таблицы, Д.И. Менделеев исправил результаты имевшихся определений атомных весов тория, церия, индия и нек — рых др. элементов. При составлении Д.И. Менделеевым таблицы много элементов еще не было открыто. Исходя из знания периодического закона, ученый оставил в таблице пустые места, которые в дальнейшем были заполнены вновь открытыми элементами (места под номерами 21,31,32). Заполнение этих мест явилось блестящим подтверждением правильности идей ученого. Широко применяется К. в ботанике, зоологии и во всех др. естественных науках. Важное значение К. имеет и в общественных науках.

Однако, для того чтобы К. выполнила свои большие задачи, необходимо в качестве основания для деления предметов брать наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки. Составление К. подчиняется всем правилам деления объема понятия: 1) в одной и той же К. необходимо применять одно и то же основание; это значит, что, напр., нельзя классифицировать уч-ся какой-либо школы одновременно в одной и той же К. по таким основаниям: возраст, успеваемость и участие в спортивных кружках; 2) объем членов К. должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления); это значит, если мы, напр., разделили все треугольники на основании величины углов (остроугольные — О, прямоугольные — П, тупоугольные — Т), то класс всех треугольников (КТ) и подклассы остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников должны найти выражение в следующей формуле: 0+П+Т=КТ; 3) члены К. должны взаимно исключать друг друга; это значит, что ни один из них не должен входить в объем др. класса; нельзя, напр., расклассифицировать все целые числа на такие классы: а) простые, б) четные, в) нечетные; в данном случае классы пересекаются: число 7 придется поместить и в класс а ив класс б. Подобная К. отличается неопределенностью, расплывчатостью, и потому она практически не применяется; 4) подразделение на подклассы должно быть непрерывным, т.е. необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс; так, классифицируя класс млекопитающих, мы сделали бы ошибку, если, перечисляя подклассы (яйцекладущие, сумчатые), включили бы в качестве подкласса насекомоядных, которые в действительности являются лишь отрядом, входящим в подкласс одноутробных. Правильная К. млекопитающих включает три подкласса: яйцекладущих, сумчатых и одноутробных, а насекомоядные — это подкласс одноутробных. Включая в К. млекопитающих отряд насекомоядных, мы перескочили через ближайший класс.

Поскольку материальный мир развивается и изменяется, а вместе с ним изменяется и содержание знаний о нем, К. не могут быть закостенелыми, неизменными. К. с течением времени все более уточняются.

Рубрики

Партнеры: