КАЧЕСТВА ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Т.Н. Гончарова и И.Ф. Гончаров сформулировали главные К.и.у. Они выделили следующее:

  1. Светлый ум. Светлым умом авторы называют не только глубокий и гибкий, но и оптимистичный: учитель, владеющий им, поэтически судит об учениках и жизни в целом. Ему свойственна просветленная мудрость. Проявляется сращенность ума с такой характе- риологической чертой, как оптимизм. Знание своей цели и цели ученика и вера в достижимость этих целей рождают оптимизм. Такой учитель – не бездумный бодрячок. Он видит жизнь во всей ее сложности, в достижениях и нерешенных проблемах, но чаша весов склоняется в оптимистическую сторону – жизнь воспринимается в свете возможной и действительной красоты. Учитель светлого ума видит противоречия и недостатки ученика, но они не заслоняют от него потенциальные возможности последнего. Он оценивает ученика по взлетам. В этом – возвышенность и великодушие учителя. Учитель светлого ума порой воспринимает ученика с оттенком драмы и даже трагедии, но это оптимистическая трагедия. Отсюда – поиск выхода из самых сложных ситуаций, настойчивая борьба за человека в ученике, вдохновенная отдача детям того, в чем они нуждаются.
  2. Высокий ум. Это ум, чувствующий и осознающий идеал и все мерящий его меркой, работающий с опорой на него, с позиций идеала. Через идеал учитель правильно отражает действительность и совершенствует ее. Он приподнимается над обычностью и обретает идейно- нравственную высоту в своей созидательной деятельности. Учителю высокого ума свойственна внутренняя драма: он осознает, что достижения далеки от того, что задумано, что многие усилия тщетны, что совершенство учеников оставляет желать лучшего, но он работает не покладая рук. Драмы, вызванные борьбой за совершенство, сопровождают жизнь учителя высокого ума. А рядом – трагические моменты деятельности, т.е. моменты высшего напряжения, когда надо разрешать острые конфликты, сложнейшие коллизии.

3.  Умудренность жизненным опытом. Учитель обобщает накопленный наблюдениями материал, извлекает из эмпирического познания жизни живые мысли и в концентрированном виде передает их воспитанникам. Эти мысли превращаются в духовную энергию питомцев, зажигают их факелом исканий своего достойного места в жизни.

4.  Своеобразный, самобытный, неповторимый, оригинальный ум. Учитель с таким умом не скован, не связан чужими т.зр., не находится во власти чужих убеждений, не подвержен конформизму, установкам обыденности. Он верит в собственную натуру, следует своему призванию, действует на уровне своего дарования, движется «дорогой свободной», ничем не поступается из того, чему себя предназначит. Его свобода – в сохранения самого себя и в сохранении самобытности питомцев. Он чужд стандартности мышления, он пробует, ищет, экспериментирует, проявляет свое и учит этому учеников. Он сочувственно и проникновенно наблюдает их, замечает и высоко, бережно оценивает обнаруженную самобытность, отстаивает и развивает ее. В этом – педагогический аспект неповторимости ума учителя.

Можно быть потенциальным учителем, еще не сделав ни одного педагогического шага. Учителю стать умным по заказу не дано. Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одаренность – это первичные, исходные качества, задатки, природные предпосылки. Это фундамент для развития педагогического таланта.

 

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend