Педагогика

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

организация поисковой, познавательной деятельности путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность И.м.о. обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Идеи И.м.о. появились в педагогике в последней трети XIX в. Биолог А.Я Герд, историк М.М. Стасюлевич в России, химик Армстронг, естествоиспытатель Т. Гекс — ли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественнонаучным, исследовательским принципом, подходом и т.д. Проникая в практику обучения, И.м.о. способствовал ликвидации системы заучивания («зазубривания») учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлеченности учением, доставлял уч — ся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении И.м.о. в отечественной педагогической практике сыграли Б.В. Всесвятский, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И.И. Срезневский и др. Однако отсутствие достаточной теоретической базы привело к одностороннему развитию И.м.о., признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. XX в. Многие ошибки проистекали от некритического применения метода проектов, комплексной системы обучения и др. Увлекаясь внешней активностью уч-ся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимание усвоению теории, формированию системы обобщенных понятий. Крайние увлечения И.м.о. были устранены в 1931-1932 гг., но, вопреки научным рекомендациям о целесообразности сохранения И.м.о., пришли к замене его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности уч-ся.

В конце 50-х гг. XX в. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности уч — ся (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин), в начале 60-х гг. в условиях НТР и общественной потребности в интеллектуальном потенциале идея И.м.о. была восстановлена и получила дальнейшее развитие. При реализации И.м.о. у уч-ся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающем поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у учеников некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование более или менее длительного характера в лаборатории, на школьных гео — и биоплощадках, агроучастке и т.д.; постановка задачи для ее решения на основе изложения учителя, текста учебника, дополнительной литературы и т.д. Важное значение исследовательский метод имеет в трудовом обучении. Большинство исследовательских заданий в школе — небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех (или большинства) этапов исследования: наблюдения и изучения фактов и явлений; постановки задачи (выявления непонятных явлений, подлежащих исследованию); выдвижения гипотез; построения и осуществления плана; выявления связей изучаемого явления с другими; решения, его объяснения и проверки; выводов о возможном и необходимом применении полученных знаний. И.м.о. способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в рамках учебного предмета системы учебных задач, при пропедевтической подготовке к их решению, обеспечении психологического климата, благоприятствующего творчеству. Однако И.м.о. не охватывает весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя. Для практической реализации исследовательского метода в обучении необходимо разработать систему задач, которая должна включать основные типы проблем, напр. по экономической географии среды и отраслям хозяйства, влиянию технико-экономических особенностей производства на принципы его размещения и др. Система задач должна включать важные и доступные для общего образования методы науки и рационализаторской деятельности. С точки зрения методики учебного предмета система задач должна быть построена с учетом таких признаков, как содержание, способы решения, повторяемость типов, их сочетание и связь с предметным содержанием, доступность для данного возраста. Формы задания при И.м.о. различны. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок. При затруднениях в выполнении исследовательских заданий уч-ся оказывается помощь, но так, чтобы проблемность задачи сохранялась. Напр., введением дополнительных данных сужают поле поиска решения, дают сходную, но более легкую задачу, членят трудную задачу на 2-3 подзадачи и т.д. Все подобные виды помощи в решении задач преобразуют И.м.о. в эвристический метод (частично-поисковый). Самостоятельное решение задач предполагает формирование у уч-ся таких поисковых навыков, как соотнесение данных условия задачи и каждого шага поиска между собой и с вопросом задачи, доказательность каждого суждения и операции, проверка полноты и достаточности доказательства и решения, соотнесение результата решения с вопросом задачи. Важную роль в применении И.м.о. играет индивидуализация обучения путем регулирования сложности и типов задач.

И.м.о. применим на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и подготовки уч-ся. В гуманитарных предметах И.м.о. применяется в трех направлениях: включение элементов поиска во все задания уч-ся (работа над документами, картами, статистическими таблицами, анализ художественных произведений, участие в археологических раскопках и т.д.); раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве того или иного положения, организация целостного исследования, осуществляемого уч-ся самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов). При обучении естественным наукам И.м.о. реализуется через систему экспериментальных работ, для которой характерно, с одной стороны, постепенное усложнение содержания познавательных задач, с другой — увеличение степени самостоятельности уч-ся в их решении. Первые, посильные для уч-ся элементы исследования, как правило, связаны с наблюдениями различных явлений, растительных и животных организмов с целью установления некоторых фактов, необходимых для первоначальных обобщений. Более сложные исследовательские работы предполагают решение познавательных задач путем постановки и проведения опытов, сопровождаемых выдвижением гипотез.

Рубрики

Партнеры: