Педагогика

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию (самонаблюдение) главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого знания. С этой т. зр. «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т.о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить хоть раз подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием.

Истоки И.п. прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К И.п. относят школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальтпсихологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальтпсихологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В русской психологии горячими защитниками методов И.п. были К.Д. Кавелин, Л.М. Лопатин, А.И. Введенский, Г.И. Челпанов и др.

Представители И.п., критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (В. Вундт). И.п. была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX — начала XX в. и как отдельное направление в настоящее время не существует.

Рубрики

Партнеры: